АО, 2006, май О Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г
В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации четко обозначил главную цель развития нашей страны как на ближайшее время, так и на десятилетие. Это рост благосостояния граждан, укрепление их здоровья, безопасности, чувства собственного достоинства. Решить такую задачу можно только путем быстрого и качественного развития экономики.
Глава государства подчеркнул необходимость развития современных инновационных технологий для достижения устойчивого экономического роста, подтвердил тезис, что Россия намерена закрепить за собой роль ведущей энергетической державы. Вместе с тем было отмечено, что усиление России в качестве энергетического лидера не только не противоречит, но и предполагает переход к инновационному развитию страны.
Характеризуя развитие национальной экономики, глава государства отметил, что мы в целом справляемся с задачей удвоения ВВП, так как за последние 3 года среднегодовой экономический рост составил около 7% , однако обеспечить высокие темпы роста экономики вряд ли удастся, если мы не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должный уровень экономической свободы, не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности . По мнению Президента, высокие темпы роста экономики требуют улучшения бизнес-климата.
По оценке главы государства, Правительству для реализации поставленной им в 2003 году цели - удвоения валового внутреннего продукта нужно улучшать макроэкономические показатели. Причем государственные инвестиции необходимы, но они - не единственное средство достижения этой цели. Важен не только их объем, но и умение правильно выбирать приоритеты.
Следует отметить, что реализация большинства крупных инвестиционных проектов действительно возможна только лишь при активном участии со стороны государства. Например, осуществление 100 крупнейших проектов, реализация которых, по мнению ряда крупных инвесторов, возможна в Восточной Сибири и Дальнем Востоке до 2015 года, позволило бы привлечь 200-230 млрд долларов частных инвестиций в экономику России. Причем лидером по инвестиционному потенциалу в этот период является не Восточная Сибирь, а Дальний Восток, который сегодня более чем вдвое уступает ей по объему экономики и инвестиций. Порядка половины потенциальных инвестиций компаний на востоке - это вложения в новые нефтегазовые проекты. Относительное исчерпание ресурсов Западной Сибири и рост экспортных обязательств российского топливно-энергетического комплекса диктуют необходимость движения к кусту нефтегазовых месторождений Красноярского края (Ванкорское, Юрубченское и т. д.), Иркутской области (Ковыктинское, Верхнечонское), Якутии (Талаканское, Чаяндинское) и Сахалина.
Но осуществление этих проектов сдерживается отсутствием необходимой инфраструктуры (нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан сейчас проектируется, а по газопроводу пока нет конкретных планов по строительству). По оценкам ряда экономистов, инфраструктурное обеспечение со стороны государства заявленного частным капиталом пакета индустриальных проектов на 230 млрд долларов требует государственных инвестиций в инфраструктуру Сибири и Дальнего Востока порядка 80 млрд долларов.
Характеризуя место России в международном разделении труда, Президент высказался за изменение структуры российской экономики в сторону инновационного развития. Им отмечено значительное отставание большей части технологического оборудования российской промышленности, низкая эффективность использования энергии. В Послании обозначены отраслевые приоритеты в сфере экономики - энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, экспорт интеллектуальных услуг, нанотехнологии. По мнению главы государства, мощный рывок в этих секторах позволит России использовать их как локомотив развития с тем, чтобы занять достойное место в системе международного разделения труда.
В качестве инструментов развития этих направлений названы государственные инвестиции, реорганизация ключевых отраслей с созданием профильных холдингов в авиа- и судостроении, создание необходимой инфраструктуры для инноваций. Президент указал на необходимость повышения значимости России на международных энергетических рынках за счет развития атомной энергетики и призвал к развитию атомных и термоядерных технологий. Кроме того, глава государства рассчитывает, что Правительство разработает программу развития нанотехнологий.
Следует отметить, что эта часть Послания содержит давно назревшие приоритеты стратегического развития, так как продолжение существующего инерционного сценария развития экономики России, по оценке авторитетных экспертов, - это курс на заведомую потерю сначала экономического, а потом и политического суверенитета. Однако их реализация требует разработки Правительством соответствующих целевых федеральных программ.
Президент предложил организовать на территории России биржевую торговлю нефтью и газом с расчетами в рублях. Идея создания нефтяной биржи не нова, уже несколько лет этот вопрос находится в стадии активных дискуссий, но так и не перешёл в фазу практической реализации. По плану мероприятий, одобренному Правительством, в 2006 году быть сформирована рабочая группа и зарегистрирована торговая площадка биржи. Министерство экономического развития и торговли планирует до конца 2007 года организовать биржу по торговле экспортной российской нефтью. Министерство промышленности и энергетики готовится направить в Правительство проект постановления о запуске пилотных биржевых торгов природным газом. Следует отметить, что поручение Президента по ускорению работ по созданию нефтегазовой биржи, озвученное в Послании, вызвало достаточно неоднозначные отклики. С одной стороны, уже с 2001 года разрабатывается проект постановления Правительства о создании газовой биржи и пилотных продаж через нее по 5 млрд кубометров газа Газпрома и газа, добываемого независимыми производителями. С другой стороны, эти объемы газа крайне невелики - всего 0,87% от общего объема добычи.
По мнению ряда экспертов, биржевая торговля российскими энергоресурсами за рубли в перспективе увеличила бы спрос наших внешнеторговых партнеров на российскую валюту и содействовала бы решению задачи конвертируемости рубля. Но следует заметить, что в мире биржевые площадки по торговле энергоресурсами сконцентрированы в нескольких крупнейших центрах, где обеспечивается максимальная надежность поставок, репрезентативность котировок биржевых контрактов, ликвидность производных финансовых инструментов. Поэтому интерес к будущей площадке со стороны внешнеторговых партнеров может не оправдать ожиданий.
В целом же очевидно, что смещение в Послании приоритетов государства в социально-экономической политике от чистых макроэкономических показателей (ВВП, инфляция, обменный курс) к социальным целям является абсолютно необходимым и давно назревшим и является адекватным сложившимся социально-экономическим реалиям.
Важным тезисом, прозвучавшим в Послании, стало предложение главы государства завершить до 1 июля текущего года проводимую с 2003 года работу по обеспечению конвертируемости рубля. Вместе с тем Президент отметил, что реальная конвертируемость рубля во многом зависит от его привлекательности как средства, используемого для расчетов и сбережений. И здесь еще очень многое предстоит сделать. В частности, рубль должен стать более универсальным средством для международных расчетов и должен постепенно расширять зону своего влияния.
Таким образом, все валютные ограничения могут быть сняты уже с 1 июля 2006 года (пока в соответствии с действующем валютным законодательством все барьеры намечено снять не ранее 1 января 2007 года).
О том, что России нужна свободно конвертируемая валюта, глава государства говорил неоднократно. В Послании 2003 года Президент сказал, что стране нужен рубль, свободно обращающийся на международных рынках, нужна крепкая и надёжная связь с мировой экономической системой . При этом он объяснил, что необходимо достичь конвертируемости рубля не только внутренней, но и внешней, не только по текущим, но и по капитальным операциям .
Под полной конвертируемостью денежной единицы понимается свободный двусторонний обмен её на иностранные валюты без ограничений. Конвертируемость только для отдельных категорий экономических агентов и/или видов внешнеэкономических операций является частичной. Частичная конвертируемость рубля введена в России с 1992 года. Это внутренняя конвертируемость - по экспортно-импортным операциям для резидентов. Обмен рублей на иностранные валюты (и наоборот) для других целей осуществлялся с ограничениями. Эти ограничения постепенно ослаблялись - в первую очередь по текущим операциям.
В 1996 году Россия приняла на себя обязательства по статье VIII Соглашения МВФ, включая раздел 2(а), согласно которому ни одно государство - член МВФ не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом . Статью VIII подписали уже около 160 стран. Тем не менее многие из них сохраняют валютные ограничения по операциям движения капитала и отдельным видам текущих операций.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле все операции с валютой делятся на текущие , которые не требуют лицензии Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на их осуществление, и операции, связанные с движением капитала , которые в обязательном порядке требуют наличия разрешения Центробанка. Данный закон снял большинство ограничений на перемещения валютных средств через границы. Однако он сохранил до 1 января 2007 года за Банком России право вводить обременения по валютным операциям капитального характера. При этом необходимо отметить, что Банк России предпринимает усилия для досрочного устранения действующих валютных ограничений. В конце марта 2006 года он объявил об отмене обязательной продажи валютной выручки. Кроме того, с 1 мая 2006 года Центробанк решил снизить в два раза нормативы резервирования средств при валютных операциях, связанных с оттоком и притоком капитала. Напомним, что ставка резервирования по операциям с негосударственными облигациями и при предоставлении займов составляла 25%, при кредитовании резидентом нерезидента - 25%. Причем на счетах резервирования деньги хранятся до полугода (при притоке капитала) и до 15 дней (при оттоке капитала). Отмена ограничений на проведение капитальных операций позволит либерализовать рынок капитала и инвестиций и повысить привлекательность российской экономики.
Между тем рубль как свободно конвертируемая валюта нужен не только для того, чтобы россиянам можно было бы свободно ездить с ним во Францию, США или Японию. Он в первую очередь является средством достижения конкретных экономических целей. Главная из них - создание в стране собственного мощного финансового рынка. Не секрет, что благополучие и успех современных развитых стран строятся не столько на объеме реального сектора, сколько на мощи именно этой надстройки . Ведь именно потребность в сильном финансовом рынке стала основной причиной введения в оборот евро. Кроме того, расчёты в рублях будут неизбежно побуждать импортёров отечественной продукции открывать корреспондентские счета в рублевой системе.
Конвертируемый рубль уменьшит зависимость России от иностранных валют. Положение доллара США из-за дисбаланса американской экономики эксперты считают неустойчивым. Мало того, многие убеждены, что доллар обречен на чувствительную девальвацию. Евро тоже не безупречен - недаром в основе золотовалютных резервов Европейского Центрального банка лежит тот же доллар. При этом полностью полагаться на доллар или на евро может быть просто опасно. Следовательно, нужно быстрее добиваться конвертации рубля.
Президент Российской Федерации в своём Послании распорядился ускорить решение вопроса и организовать продажу углеводородов за рубли, т.е. перевести расчёты за сырьевые потоки в рубли. Тогда рубль перестанет давить на внутренний рынок, будет задействован во внешних товаропотоках, частично осядет в живущих на наших ресурсах странах Европы, Азии и Америки. Внешнеторговый баланс России при этом должен измениться, двукратное превышение экспорта над импортом создаст основу для колоссального спроса на рубли, возможности их продажи за любую валюту, необходимую нам для импортных операций. С другой стороны, и импортеры будут готовы к продажам в Россию за рубли, либо для встречных покупок товаров в России, либо для торговли со странами, потребляющими наши энергоресурсы.
Таким образом, перевод экспорта в рублевую зону, введение в обращение так называемого энергетического рубля и его внешняя конвертируемость могут в значительной степени оздоровить российскую экономику. При этой схеме деньги страны становятся товарно обеспеченными.