АО, 2006, май О Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г
Представленное Послание отличается от посланий прежних лет значительно большей конкретизацией в постановке задач развития социальной сферы. В нем четко обозначен приоритет четырех национальных проектов, являющихся, по мнению некоторых аналитиков, элементами национальной стратегии действующего главы государства. Сегодня наши основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве , - сказал Президент.
Говоря о реализации национальных проектов, Президент начал с признания имеющихся трудностей: Проблемы здесь накапливались, вы знаете, даже не годы, а десятилетия. Они крайне чувствительны для людей. Требовалось накопить немало ресурсов и сил, чтобы на них наконец сосредоточиться, за них взяться . А далее перешел к тому, что можно и нужно сделать сегодня для успешной реализации поставленных задач. Возросшие экономические возможности позволили нам направить дополнительные инвестиции в социальную сферу, а по сути - в рост благосостояния людей, в завтрашний день России , - отметил он.
Так, Президент напомнил, что приоритетный национальный проект Доступное и комфортное жилье - гражданам России должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза - до 260 миллиардов рублей.
Далее глава государства упомянул о приоритетном национальном проекте Развитие агропромышленного комплекса . Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта направлены на развитие сельского хозяйства, - подчеркнул он. - Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств . Президент напомнил также, что государство содействует закупке нужных селу новых технологий и качественной сельхозтехники.
Следующая часть Послания была посвящена приоритетному национальному проекту Образование . Образование было названо Президентом в числе жизненно важных вопросов для страны. Глава государства подчеркнул, что России нужна конкурентоспособная образовательная система, в противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований . По его убеждению, следует в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы, в том числе путем закупки для вузов новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования.
Президент призвал Правительство навести порядок с содержанием программ профобразования и рекомендовал привлечь к этой работе представителей бизнеса и тех социальных отраслей, для которых готовятся специалисты. Глава государства также высказал мнение о необходимости создания системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством образования и о необходимости выработать принципы установления объективных рейтингов вузов.
Касаясь финансовой стороны дела в системе образования, Президент заявил, что не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе и школ . Но при этом глава государства подчеркнул, что одновременно должна повышаться и степень ответственности учебных заведений за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат.
Президент призвал поддержать инициативу предпринимателей в финансировании крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирования системы образовательных кредитов. Он предложил продумать вопрос о совершенствовании законодательства, стимулирующего такие расходы и создающего необходимые гарантии. Специально не говорю государственные гарантии , но гарантии должны быть, и Правительство может организовать такую работу и создать такие механизмы , - подчеркнул глава государства.
Глава государства затронул проблему воспитания детей: В школах надо не только учить, но и воспитывать, надо заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи, возрождать допризывную подготовку, помогать развитию военно-технических видов спорта .
Выступая с Посланием, Президент отметил также большое значение национального проекта в сфере здравоохранения, который направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг .
В то же время глава государства напомнил, что средства, выделяемые на реализацию национальных проектов, составляют всего 5-7 процентов от объема государственного финансирования этих отраслей . В связи с этим он подчеркнул, что правительству, региональным властям, органам местного самоуправления необходимо системно работать над модернизацией указанных отраслей и эффективно использовать уже имеющиеся здесь значительные ресурсы .
Как следует из Послания, Президент считает необходимым расширить полномочия регионов в решении социальных вопросов. Необходимо продолжать процесс передачи полномочий. В частности, надо передать регионам часть инвестиционных средств федерального бюджета, которые по своей сути сейчас финансируют муниципальные полномочия , - сказал глава государства. И давно пора прекратить руководить из Москвы строительством школ, бань и канализации , - добавил он.
По словам Президента, передача полномочий должна обеспечить повышение качества услуг здравоохранения и образования и при правильной организации позволит значительно увеличить зарплату всех категорий работников, а не только тех, которые получают оплату в рамках приоритетных проектов.
Глава государства сообщил, что уже с этого года большая часть расходов федерального бюджета должна быть ориентирована на конечный результат. Региональные органы власти также обязаны приступить к такой работе. Я специально обращаю на это внимание региональных властей. Правительство сделало первые шаги в этом направлении. В регионах почти ничего не происходит , - подчеркнул Президент Российской Федерации.
В Послании выделены и иные приоритетные направления социальной политики на текущий год, а именно: демографическая политика, миграционная политика и социальное обеспечение граждан. По каждому из этих направлений Президентом дана оценка современного состояния и сформулированы организационные и законодательные меры по реформированию социальной политики в соответствии с предлагаемой им новой либеральной моделью развития государства.
Указав на то, что возросшие экономические возможности позволили направить дополнительные инвестиции в социальную сферу, Президент признал, что в среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек , и хотя эта тема неоднократно поднималась, по большому счёту мало что сделано . Президент Российской Федерации указал на то, что для решения данной проблемы необходимо выполнить следующие задачи: снизить уровень смертности, проводить эффективную демографическую политику, повысить рождаемость. Особое внимание Правительства глава государства обратил на медлительность и непростительный бюрократизм в решении задач подобного рода .
В Послании было также отмечено, что основным приоритетом совершенствования миграционной политики является привлечение из-за рубежа наших соотечественников ( необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции ).
В Послании особо подчёркивается, что никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране , поскольку небольшой рост рождаемости и уменьшение детской смертности - это не столько результат целенаправленных усилий в этой сфере, а является следствием общей позитивной социально-экономической динамики в России.
Президентом Российской Федерации подчёркнуто, что актуальность таких проблем, как стимулирование рождаемости, поддержка молодых семей, материнства, детства определяется отсутствием у большинства людей социально-экономических оснований, гарантирующих приемлемый уровень материального благополучия семьи и воспитания ребенка ( женщина при планировании ребёнка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребёнка ).
Статистика свидетельствует о том, что в 2005 году пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет составляло 700 рублей. Президент Российской Федерации предложил увеличить его размер при рождении первого ребёнка до 1,5 тысяч рублей, а при рождении второго ребёнка до 3 тысяч рублей ежемесячно. Также Президент предложил ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание ( для первого ребёнка - на сумму, равную 20 процентам, для второго - 50 процентам, и для третьего - 70 процентам от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребёнком дошкольного учреждения ).
Глава государства отметил, что женщины, имеющие работу, но ушедшие в отпуск по беременности и родам, а впоследствии по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет, должны получать за счёт государства ежемесячно не менее 40% от прежнего заработка, учитывая верхнюю планку зарплаты, которая не должна быть ниже той, какую будет получать ранее не работавшая женщина.
Особо пристальное внимание Президента было уделено разработке совместно с субъектами Федерации программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Глава государства предложил практически в два раза увеличить выплаты на содержание ребёнка в семье опекуна и приёмной семье до уровня - не менее 4 тысяч рублей ежемесячно, а также установить единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью - в размере 8 тысяч рублей. Такой опыт в ряде российских регионов уже имеется. Например, в Саратовской и Калининградской областях разработаны программы по передаче детей из детских домов в семьи на воспитание. Так, в Саратовской области платят по 10 тысяч рублей семьям, которые взяли приемных детей. Кроме того, соответствующая программа позволит улучшить положение в сельской местности, где ощущается недостаток в финансовых средствах. При достаточной информационной поддержке процесс усыновления детей-сирот сельскими жителями, на взгляд Председателя Законодательного Собрания Тверской области, может получить широкое распространение.
Президент также подробно остановился на возможности существенного увеличения заработной платы приёмным родителям: с 1-1,5 тысяч рублей до 2,5 тысяч рублей ежемесячно.
Таким образом, Правительству совместно с регионами поручено создать механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях.
Президент особо остановился на вопросе увеличения стоимости родовых сертификатов, которые были введены в 2005 году и которые зарекомендовали себя неплохо . Глава государства предложил увеличить их стоимость в женской консультации - с 2 до 3 тысяч рублей, а стоимость сертификата в родильном доме - с 5 до 7 тысяч рублей.
Необходимо отметить, что, по мнению Президента, самая действенная мера материальной поддержки - это помощь женщине, которая родила второго ребёнка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию. Глава государства отметил, что государство обязано предоставить в её распоряжение первичный, базовый, материнский капитал , который реально повысил бы её социальный статус, помог бы решать будущие проблемы и которым она после рождения второго ребёнка могла бы распорядиться по своему усмотрению ( либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижении ребёнком трехлетнего возраста, либо направить эти средства на образование детей, или, если захочет, положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии ). По мнению экспертов, размер таких государственных обязательств в денежном выражении не может быть меньше 250 тысяч рублей с ежегодной индексацией в соответствии с инфляцией. Этот шаг станет стимулом при принятии женщинами решения о рождении ребенка и позволит значительно увеличить рождаемость. При этом необходимо принимать во внимание, что данная ситуация может привести и к всплеску рождаемости в социально неблагополучных семьях, также возникает возможность выхода значительной части капитала в некоторые республики, где рождаемость значительно выше, чем в среднем по России. Поэтому, возможно, следовало бы законодательно ввести понятие регион демографического кризиса и распространить действие вышеуказанных пособий в первую очередь на такие субъекты Российской Федерации.
В Послании была отмечена необходимость разработки программы по поддержке семей, в которых есть более двух детей на срок не менее 10 лет. Президент указал на то, что по окончании срока действия программы государством должно быть принято решение, соответствующее экономической и демографической ситуации в стране.
По имеющимся данным, депутаты законодательного собрания Тверской области решили поддержать инициативу Президента в разработке проекта целевой программы, которая будет рассчитана на 10 лет. Реализация программы начнётся с 1 января 2007 года. Ключевыми механизмами данной программы являются повышение пособий, финансовое стимулирование рождения второго, третьего ребенка. Планируется разработать и новые механизмы усыновления и опеки.
Глава государства заявил, что в ближайшее время нужно принять программу создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечить роддома необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой. Подобные центры существуют в г. Каменске-Уральском, в г. Екатеринбурге, строится центр в г. Нижнем Тагиле. Ставится вопрос об открытии таких центров в северных территориях Свердловской области.
Президент отметил, что проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и её ценностям ( мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу ).
В целом же очевидно, что меры, предложенные Президентом Российской Федерации по поддержке семьи и рождаемости в стране, будут способствовать улучшению демографической ситуации.
В сфере социальной политики глава государства обратил особое внимание и на индексацию пенсий, которые будут повышены к 2007 году на 20% ( значительные ресурсы государства направляются на обеспечение социальных льгот и гарантий для пенсионеров и ветеранов. Необходимо продолжить программу обеспечения этих категорий граждан социальным жильём, включая использование дополнительных ресурсов в рамках проекта Доступное жильё ).