Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, май О Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г


5. О приоритетах в международной политике

     
     О международной политике Президент Российской Федерации говорил немного. В частности, он сказал о состоянии и перспективах взаимодействия с основными международными партнерами Российской Федерации, прежде всего об отношениях с ближайшими соседями - со странами СНГ.
    Глава государства подчеркнул, что СНГ помогло молодым странам без потерь и кризисов пройти переходный постсоветский период. Очевидно, что Содружество помогло без особых потерь пройти период становления партнерских отношений между вновь образованными молодыми государствами, сыграло свою позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве , - подчеркнул Президент Российской Федерации. Он заверил, что мы и впредь будем также ответственно выполнять миротворческую миссию .
     Это заявление Президента стало своеобразным ответом скептикам Содружества, которые распространили в последнее время заявления о его бесперспективности.
    Период существования СНГ показал, что Содружество является формой экономического сотрудничества государств на постсоветском пространстве и выполняет важную историческую миссию содействия  развитию суверенных, независимых государств, вставших на путь рыночных трансформаций.
    Президент отметил, что до сих пор не утихают споры вокруг целесообразности дальнейшего существования Содружества: Споры вокруг самой целесообразности и дальнейшей судьбы Содружества не утихают до сих пор, и мы заинтересованно работаем над вопросами реформирования СНГ .
    За прошедшие более чем десять лет после образования на территории бывшего Советского Союза независимых государств многое изменилось. Учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между странами СНГ. Так, в целях реформирования СНГ по предложению Председателя Совета глав государств Содружества, Президента Российской Федерации, высказанному на Казанском саммите глав государств - участников СНГ 26 августа 2005 года, была сформирована так называемая Группа мудрецов . Главная задача группы мудрецов - сохранить то, что работает на пользу всех государств СНГ, а также предложить пути дальнейшего развития сотрудничества стран в рамках Содружества , - заявил председатель группы мудрецов Урал Латыпов, открывая 11 мая 2006 года в Минске третье заседание Группы высокого уровня по вопросам повышения эффективности СНГ.
     По его словам, в настоящее время работа группы мудрецов находится на середине своего пути . Определены основные задачи и проблемные вопросы. Группа мудрецов должна подготовить предложения по реформированию СНГ, совершенствованию работы структур этой организации к очередному саммиту, который планируется провести в Минске 22 сентября 2006 года. Реализация предложений группы мудрецов , по словам председателя Исполнительного комитета Содружества - исполнительного секретаря Владимира Рушайло, должна привести к новой модели интеграции, адекватной как общим интересам стран СНГ, так и национальным приоритетам.
    Кроме Союзного государства, весьма значимыми образованиями на постсоветском пространстве глава государства назвал ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство, Организацию Договора о коллективной безопасности. Все они возникли из опыта СНГ, которое разрушать нельзя, убежден российский лидер. Из опыта СНГ выросло и несколько продуктивных инициатив экономического сотрудничества. Сегодня параллельно, на основе совпадающих интересов сторон развивается Союзное государство с Белоруссией, ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство. И сообща мы решаем проблемы, которые никто за нас не решит. При этом реально видим, что многосторонне партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большой эффективностью. Содружество стало хорошей основой для организации Договора о коллективной безопасности. В эту структуру вошли страны, по-настоящему заинтересованные в тесном военно-политическом взаимодействии , - сказал Президент Российской Федерации.
    Говоря об СНГ, глава государства выделил две главные причины сохранения этой организации - общее гуманитарное пространство и экономические связи между странами. Наконец, не умаляя значения остальных направлений реформирования, в качестве перспективного проекта выделю укрепление общего гуманитарного пространства. Оно имеет не только богатую историческую и человеческую основу, но теперь уже и новые социально-экономические предпосылки , - отметил Президент Российской Федерации. Он подчеркнул, что на пространстве СНГ идет непростой, но активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. И Россия готова прямо и ясно заявить о конечном результате такого поиска: это создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из его участников .
    Как отмечается в Аналитическом докладе Исполнительного комитета СНГ, в условиях глобализации государства - участники СНГ рискуют быть вытесненными на периферию мирового развития, оказаться в зависимости от внешних центров силы. Альтернативой является создание этими государствами эффективного интеграционного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах. Ключ к реализации такого варианта развития Содружества лежит в сфере экономики. Важно обеспечить максимально полное использование потенциала торгово-экономических связей и кооперации. Усилия государств СНГ предстоит сконцентрировать на формировании максимально благоприятных условий для взаимной торговли, создании действенной платежно-расчетной системы, гармонизации и сближении национальных внешнеторгового, налогового и таможенного законодательств, согласовании основных подходов к внешнеторговой политике и защите внутреннего рынка.
    Сегодня наиболее остро стоит вопрос не столько ускоренного осуществления интеграционного процесса на территории СНГ, сколько поиска качественных точек соприкосновения , которые позволят более объективно оценить перспективы развития как государств-участников, так и СНГ в целом.
     Таким образом, сотрудничество со странами СНГ сохраняет свое значение как стабилизирующий фактор, способный облегчить и смягчить переход к открытой экономике. От того, какая стратегия преобразований будет выбрана на пространстве СНГ, зависит эффективность взаимодействия стран СНГ в будущем и вес государств - участников в мировом масштабе. В современных условиях глобализации и конкуренции становится очевидным, что только совместными усилиями можно выработать единую стратегию экономического развития и противопоставить ее угрозам внешнего мира.
    Вторым по важности союзником Президент Российской Федерации назвал Европейский союз. Глава государства подтвердил намерение развивать отношения с Евросоюзом, назвав совместную реализацию концепции общих пространств важным элементом развития всего континента. Наш постоянный диалог с ЕС создает благоприятные условия для взаимовыгодных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и иных обменов. Совместная реализация нами концепции общих пространств является важным элементом всего общеевропейского развития .
    Напомним в этой связи, что Концепция четырех общих пространств  Россия - ЕС была выдвинута Евросоюзом на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года, приуроченном к празднованию 300-летия Северной столицы. Подготовка проектов соглашений - так называемых дорожных карт - об этих пространствах была завершена к другой круглой дате - 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Четыре общих пространства будут построены в экономике, в сфере свободы, безопасности и правосудия, в области внешней безопасности, а также науки и культуры.  
      Дорожная карта по общему экономическому пространству предполагает активизацию сотрудничества и снятие торговых барьеров в области телекоммуникаций, транспорта, энергетики, освоения космоса и охраны окружающей среды.
     Общее пространство свободы, безопасности и правосудия предполагает противодействие общей угрозе со стороны организованной преступности, терроризма и иных видов незаконной деятельности, носящих трансграничный характер. В рамках этой декларации будет активизирован диалог по визовым вопросам для выработки условий взаимного безвизового режима поездок в качестве долгосрочной перспективы.
      Дорожная карта по общему пространству внешней безопасности предусматривает совместные миротворческие усилия России и стран ЕС, а также активизацию взаимодействия между спецслужбами. Кроме того, Россия и Евросоюз будут совместно бороться с современными формами расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
     Общее пространство науки и культуры предполагает формирование общего гуманитарного пространства: расширение сотрудничества в приоритетных областях науки, исследований и технологий, активизация научных, студенческих и культурных обменов.
    Россия продолжит взаимодействие и с США, Китаем, Индией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки. Мы готовы предпринимать все новые шаги для расширения рамок и сфер взаимодействия с этими государствами, а также укреплять сотрудничество в обеспечении глобальной и региональной стабильности, наращивать объемы взаимной торговли, инвестиций, развивать гуманитарные связи , - отметил глава государства. При этом он высказался за укрепление центральной роли ООН в международных делах, признав, что Организации требуется реформа. Реформирование должно основываться на двух принципах: Первое - реформа должна повысить эффективность деятельности ООН. И второе - реформа должна получить максимально широкую поддержку членов этой организации , - заявил Президент.
    Отметим, что в марте 2006 года Генеральный секретарь Кофи Аннан представил государствам-членам свои предложения относительно коренной перестройки Секретариата Организации Объединенных Наций. Он заявил, что, для того, чтобы ООН оправдала растущие надежды и выполнила требования, предъявляемые ей международным сообществом, правила, система и культура Организации нуждаются в серьезном пересмотре, для чего необходимы соответствующие инвестиции. Новые меры, значительное число которых должны будут одобрить государства-члены, направлены на модернизацию методов управления ООН, которые на протяжении ряда лет постоянно претерпевали изменения, но тем не менее не подвергались всестороннему обзору.