АО, 2006, май О Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г
Один из основных разделов Послания посвящён задачам по укреплению национальной обороны и обеспечению безопасности государства и общества.
Задачи качественного совершенствования государственной структуры, рост инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций в таких высокотехнологических сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, интеграция в мировую экономику, сформулированы в непосредственной связи вопросами обеспечения обороны и безопасности. Такая взаимозависимость является также следствием учёта опыта прошлого, когда вопросы военного строительства решались в ущерб задачам развития экономики и социальной сферы.
В Послании дается анализ проделанного за последние годы в сфере обороны и безопасности, приводится сравнение нынешнего положения дел с тем, что было названо провалом второй половины 90-х годов . Назвав неадекватной к существовавшим реалиям политику государства по отношению к армии в прошлом десятилетии, глава государства напомнил, что за период с 1996 по 2000 годы не было заложено ни одного корабля, а на вооружение было принято всего 40 единиц военной техники. Тогда войска проводили учения на картах, флот был прикован к берегу, авиация - к аэродромам . Все это привело к тому, что когда в 1999 году возникла необходимость противостоять масштабной агрессии международного терроризма на Северном Кавказе, проблемы армии обнажились до боли. При этом, Армия - 1 400 тысяч человек, а воевать некому . Сегодня ситуация в Армии качественно меняется.
Создана современная структура Вооруженных Сил. Идет переоснащение армейских подразделений новыми и модернизированными образцами военной техники. Реанимировано военное кораблестроение. Размещаемые на новых атомных подводных лодках ракетные комплексы Булава вместе с комплексом Тополь-М становятся основой стратегических сил сдерживания. В войсках ведется интенсивная боевая и оперативная подготовка. Показательны и изменения в структуре военного бюджета. Из года в год увеличиваются ассигнования на оборону.
В то же время, если расходы на оборону в процентах к ВВП сегодня являются сопоставимыми, либо чуть меньшими, чем у других ядерных держав - к примеру, у Франции или Великобритании, то в абсолютных цифрах они в два раза меньше, чем у этих стран. И уже не идут ни в какое сравнение с расходами США, чей военный бюджет в абсолютных величинах почти в 25 раз больше, чем у России. Это приводит к необходимости в ближайшие годы добиться того, чтобы расходы у нас на развитие составили не менее половины военного бюджета, и всё больше средств вкладывалось именно в качество Вооруженных Сил.
В современной ситуации у есть возможность более трезво и спокойно оценить угрозы, с которыми Россия сталкивается как часть мировой системы и которые представляют опасность внутреннему развитию и международным интересам нашей страны. В Послании в этой связи перечислен целый спектр таких угроз.
На фоне активного переустройства мира появилось множество менее предсказуемых проблем, опасности которых до конца не осознаны. Продолжается расширение в мире конфликтного пространства, затрагивающего зону наших жизненных интересов, сохраняются локальные конфликты, основанные на этическом и межконфессиональном противостоянии. В этой связи в Послании делается принципиальный вывод о том, что кое-кто очень бы хотел, чтобы Россия погрязла в этих проблемах и, как следствие, не могла бы решать ни одну из своих проблем полноценного развития .
Еще одна угроза - распространение оружия массового поражения, способного попасть в руки террористов. Это касается и ядерных зарядов малой мощности.
Отдельно в Президентом отмечено значение в международной политики разоруженческой тематики, которая выпала из глобальной повестки, в то время как не только рано говорить о конце гонки вооружений, но и более того, ее маховик сегодня раскручивается и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением новых, так называемых дестабилизирующих видов оружия.
В Послании констатируется, что ключевую ответственность за противодействие всем этим угрозам, за обеспечение глобальной стабильности будут нести ведущие мировые державы, обладающие ядерным оружием, мощными рычагами военно-политического влияния. Именно в связи с этим отмечается, что вопрос модернизации Российской Армии является крайне важным и он волнует российское общество.
Далее определяются основные требования и направления развития Вооруженных Сил, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Исходя из требования сохранения одной из самых существенных гарантий прочного мира - стратегического баланса сил, в течение ближайших пяти лет ставится задача повысить оснащенность стратегических ядерных сил современными самолетами дальней авиации, подводными лодками и пусковыми установками ракетных войск стратегического назначения, создания комплексов высокоточного оружия и боевых маневренных блоков, не имеющих для потенциального противника предсказуемой траектории полета.
Еще одно требование - соответствие процесса комплектования целям создания профессиональной и мобильной армии. При этом дальнейшее доведение численности Вооруженных Сил до оптимального уровня в 1 млн. человек не предусматривает специальных мероприятий по сокращению (только за счет уменьшения бюрократического аппарата), а боевые подразделения сокращаться не будут. К 2011 году будет сформировано около 600 частей и соединений постоянной готовности, в том числе в истребительной, армейской авиации, войсках ПВО, подразделениях связи, радиоэлектронной разведки.
Одновременно планируются изменения в системе военного управления: в 2008 году армия на две трети станет профессиональной, а срок службы по призыву сократиться до 12 месяцев. К 2010 году должен быть окончательно снят вопрос с постоянным, а к 2012 году - со служебным жильем для военнослужащих. Одновременно планируется ряд повышений денежного довольствия, развития системы страхования и медицинской помощи для военнослужащих.
Давно созрела необходимость сформировать единую систему заказов и доставок вооружений, военной техники и средств тылового обеспечения в связи с чем планируется создание соответствующего уполномоченного федерального гражданского агентства.
Разработать соответствующую программу предстоит Правительству и в сфере военно-патриотической и физической подготовки молодежи, развития военно-технических видов спорта. Делать это придется органам государственной власти субъектов Российской Федерации в самом тесном контакте с армией.
По мнению главы государства, военные и внешнеполитические доктрины России также должны дать ответ на самые актуальные вопросы, а именно: как уже в нынешних условиях и совместно с партнерами эффективно бороться не только с террором, но и с распространением ядерного, химического, бактериологического оружия, как гасить современные локальные конфликты и как преодолеть другие новые вызовы.
Выполнение представленных в Послании задач приведёт, как результат, к тому, что у России будет армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные угрозы; Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется - и в нескольких локальных конфликтах, которые должны при любых сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России.