АО, 2006, март Правовое обеспечение нормотворческой деятельности в Республике Беларусь
В соответствии с Положением о Национальном центре законопроектной деятельности, утвержденным Указом Президента от 28 июля 1997 г. 407 "О создании Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь", центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов в стране, является Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь (далее - Центр).
В структуру Центра входят шесть отделений: государственного строительства; законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов; гражданского и экономического законодательства; социального законодательства; международного права; систематизации законодательства.
Основными функциями Центра являются:
разработка концепций совершенствования законодательства, государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов, ежегодных планов подготовки законопроектов, внесение их на утверждение (одобрение) Президента, а также осуществление контроля за реализацией указанных программ и планов;
подготовка проектов правовых актов и международных договоров;
подготовка заключений по проектам законов, вносимых в Палату представителей, а также по изменениям и дополнениям, вносимым в данные законопроекты,
приведение законодательства в соответствие с Конституцией и решениями Президента, законами и нормативными правовыми актами большей юридической силы;
методическое руководство подготовкой проектов правовых актов;
осуществление систематизации законодательства, а также формирование и ведение Свода законов Республики Беларусь;
проведение аналитических, научных исследований в целях обеспечения законотворческой деятельности;
анализ практики применения нормативных правовых актов и осуществление прогнозирования последствий их принятия (издания).
Центр подготовил самостоятельно, а также с участием других разработчиков более 300 проектов нормативных правовых актов, в том числе таких важных законопроектов как Гражданский, Банковский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Трудовой, Избирательный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, Кодекс о браке и семье, Закон "О гражданстве Республики Беларусь", Закон "О порядке реализации гражданами Республики Беларусь права законодательной инициативы", Закон "О государственных наградах Республики Беларусь", Закон "О порядке и условиях содержания лиц под стражей", Закон "Об участии граждан в охране правопорядка", Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закон "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)", Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Закон "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", Закон "О естественных монополиях", Закон "Об охране озонового слоя", Закон "О растительном мире", Закон "О профессионально-техническом образовании", новые редакции законов "Об образовании", "О физической культуре и спорте", "О культуре в Республике Беларусь", "О международных договорах Республики Беларусь", "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" и др.
Одной из основных функций Центра является осуществление юридической экспертизы законопроектов и проектов других нормативных правовых актов. За время деятельности Центра его специалистами подготовлено около 2500 экспертных заключений по проектам нормативных правовых актов.
В ходе экспертного исследования проекты подвергаются анализу по критериям их соответствия Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента, законам и актам большей юридической силы, международным договорам страны, совместимости с национальным законодательством, соблюдения требований нормотворческой техники. Экспертная деятельность Центра направлена на повышение качества нормативных правовых актов, способствует стабилизации и системности национального законодательства, усилению его роли в жизни общества и государства.
Центр принимает активное участие в правовом обеспечении международного сотрудничества, в работе международных конференций и семинаров по правовой тематике. Специалисты Центра участвовали в подготовке Договора о создании Союзного государства и проектов Конституционного Акта Союзного государства, в разработке и проведении экспертизы иных документов, принимаемых в рамках межгосударственных процессов, а также проектов международных договоров Республики Беларусь. Особенно активное сотрудничество в проведении сравнительно-правовых исследований и подготовке проектов актов различного уровня осуществляется с Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС.
Важным направлением деятельности Центра является работа по упорядочению законотворческого процесса, подготовке государственных программ и планов. Центром была разработана Программа подготовки проектов законов на 2003-2005 годы и перспективной кодификации национального законодательства. С 1998 года Центром разрабатываются ежегодные планы подготовки законопроектов. Деятельность Центра по систематизации законодательства направлена на обеспечение формирования Свода законов, правовую основу которого составили подготовленные Центром Методические рекомендации по его формированию, Примерная структура Свода законов, проект Постановки задачи на разработку электронной версии Свода законов и др.
Центром оказывается практическая и консультативно-методическая помощь специалистам государственных органов (организаций) в целях обеспечения качественной подготовки нормативных правовых актов. Основой осуществляемого методического руководства подготовкой проектов нормативных правовых актов являются разработанные Центром Закон "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", Правила подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденные Указом Президента от 11 августа 2003 г. 359. В целях совершенствования нормотворческой деятельности Центром разработана компьютерная программа "Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь", которая содержит 123 электронных шаблона проектов законов, декретов и указов Президента, а также постановлений Правительства, республиканских органов государственного управления, Правления Национального банка, Совета директоров Национального банка, Национальной академии наук, решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, нормативных правовых актов, оформляющих решения в отношении международных договоров, а также Комментарий к отдельным положениям Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" и Правил подготовки проектов нормативных правовых актов.
В результате научно-исследовательской деятельности Центра разработаны Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь, инновационные проекты по разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию национального законодательства, подготовлены сборники "Беларусь и Россия: организационно-правовые основы интеграции (1996-2001)", "Беларусь и Россия: организационно-правовые основы интеграции (2001-2003)", а также проведено более 700 аналитических исследований по различной тематике.
Центр возглавил работу по подготовке Комментария к Трудовому кодексу, его сотрудниками изданы монография "Направления совершенствования и развития национального законодательства Республики Беларусь" и Сборник материалов научно-практической конференции 21 декабря 2000 года "Актуальные вопросы нормотворчества в Республике Беларусь", подготовлен научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" и др.
Специалисты Центра активно работают над комплектованием информационного фонда Центра, который включает книги, журналы и другие печатные издания по правовым вопросам. Разработана электронная картотека информационного фонда Центра (более 39 тысяч наименований документов), позволяющая осуществлять оперативный поиск правовой информации. Специалисты Центра широко используют достижения современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Неотъемлемой частью инфраструктуры Центра стала локальная вычислительная сеть, обеспечивающая среду целенаправленной деятельности специалистов. Сеть объединяет 75 компьютеров автоматизированных рабочих мест и включена в систему информационного взаимодействия компьютерных сетей государственных органов по волоконно-оптическим линиям связи. Высокоскоростная технология сети позволяет использовать все преимущества объединения рабочих мест специалистов и совместного использования информационных ресурсов:
доступ с каждого рабочего места к сетевым банкам данных правовой информации;
корпоративное использование ресурсов сети "Интернет" для поиска правовой информации и обмена электронными сообщениями;
совместное использование периферийных устройств и файлов документов (сервис печати и электронный документооборот).