Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, ноябрь Государственная Дума в России (1906-1917 гг.)

1. Учреждение Государственной Думы

     
     О намерении создать законосовещательную Государственную Думу было объявлено 6 августа 1905 года, когда царем Николаем II были объявлены подписанные им Манифест об учреждении Государственной Думы (получившей название Булыгинской - по фамилии тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина, разработавшего соответствующий проект) и Положение о выборах в Государственную Думу .
    Согласно этим правовым актам Дума должна была собираться для обсуждения законодательных проектов, вносимых Государственным советом на утверждение царю. Она имела право законодательной инициативы (исключая основные законы государства) и обсуждения бюджета. Выборы Думы были задуманы как многостепенные, по 3 куриям - от уездных землевладельцев, городских жителей и крестьян (уполномоченных от волостей).
    Из участия в выборах исключались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, горожане, не имевшие недвижимой собственности и не снимавшие отдельных квартир, кочевники. Однако эта Дума так и не была созвана из-за нарастающей революции.
    В разгар всеобщей забастовки в октябре 1905 года царь издал Манифест от 17 октября 1905 года Об усовершенствовании государственного порядка , который объявлял о непреклонной воле царя:
     даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов ;
     не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав... ;
     установить как незыблемое правило, что ни один закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей .
    Дальнейшее развитие революции побудило царя принять 2 декабря 1905 года Указ Об изменении положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений . Общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 года, были сохранены. Однако V раздел указа представлял очень ограниченные избирательные права рабочим. I и II разделы увеличили круг избирателей по городской курии.
    Порядок организации и деятельности Государственной Думы  определили следующие правовые акты: О переустройстве учреждения Государственной Думы от 20 февраля 1906 года, Указ Учреждение Государственной Думы от 20 февраля 1906 года, Свод основных государственных законов от 23 апреля 1906 года.
    Дума не имела права пересматривать основные государственные законы, касаться вопросов внешней политики, а также дел, связанных с вооруженными силами. Все это оставалось прерогативой только царя. Даже бюджетные права Думы оказывались урезанными: она, например, не имела права контролировать бюджет Синода, расходы, связанные с содержанием царского двора. Не подлежала огласке в Думе статья "На известные Его Императорскому Величеству употребления" (включала средства на военную разведку, подкуп иностранной и отечественной прессы).
    Самым главным ограничением Государственной Думы в России было то, что правительство - главный орган исполнительной власти в государстве - подчинялось царю и ни в малейшей степени не зависело от Думы. Последняя могла обсуждать законодательные темы, а правительство, назначаемое царем, поступало по его указаниям. Кроме того, над Думой был поставлен Государственный совет (существовавший уже почти сто лет, наделявшийся полномочиями верхней палаты создаваемого двухпалатного представительного органа), половина членов которого назначалась прямо царем, а другая половина выбиралась из крупных землевладельцев, промышленников и торговцев, представителей Академии наук и других элитарных слоев общества. Государственный совет призван был играть роль фильтра, не пропускавшего законопроекты, которые проходили через Думу, но не были приемлемы для самодержавия. В Свод основных государственных законов был введен специальный параграф 87, который разрешал императору всероссийскому в перерывах между сессиями Думы (как показала практика последующих лет, они длились по нескольку месяцев в году) издавать законы от своего имени. Царь мог (и, как известно, без колебаний в нужный ему момент использовал эту возможность) распустить Думу (даже на один день, чтобы принять закон, который Дума могла не пропустить по тем или иным причинам.) Но, несмотря на все эти ограничения, введение в России законодательной выборной Думы было важнейшим в ее истории событием. Теперь без одобрения Думы нельзя было, например, вводить новых налогов, новых расходных статей в государственном бюджете. Если Дума не утверждала бюджет на текущий год, правительство вынуждено было пользоваться прошлогодним бюджетом, что, естественно, стесняло правительство - особенно в вопросе о денежных затратах на развитие вооруженных сил и.т.д.