Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

>>

АЗ, 2005, ноябрь Государственная Дума в России (1906-1917 гг.)


5. Четвертая Государственная Дума

     
     Выборы в Четвертую Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь - октябрь) 1912 г.
     Среди депутатов было более 75 % помещиков-землевладельцев и представителей духовенства. Помимо земли, более 33 % депутатов имели недвижимое имущество (заводы, фабрики, рудники, торговые предприятия, дома и др.). К лицам интеллигентных профессий принадлежало около 15  всего состава депутатов. Они играли активную роль в различных политических партиях, многие из них постоянно участвовали в дискуссиях общих собраний Думы.
    Среди 442 депутатов к ее правой части принадлежало 35 % депутатов, т.е. 65 депутатов собственно правых и 89 так называемых умеренно-правых и националистов. Около 30 % депутатов составляли центристские группы: 98 депутатов принадлежало к партии Союз 17 октября и 33 - к группе Центр . Среди оппозиционных групп самой многочисленной была партия Народной свободы (конституционных демократов) - насчитывала 58 депутатов, партия прогрессистов - 48, социал-демократы - 14 (в октябре 1913 г. и из этой группы в Думе выделилась фракция большевиков).
    Четвертая Государственная Дума открылась 15 ноября 1912 г. и формально просуществовала весь положенный срок - до 6 октября 1917 г., но фактически ее роль была сведена на нет уже после роспуска царем  в дни Февральской революции 1917 г.
    Во главе Думы стоял президиум с председателем (им вновь стал после выборов принадлежащий к Союзу 17 октября М.В. Родзянко). Президиуму и связанному с ним непосредственно Общему собранию Государственной Думы были подчинены (или были с ними связаны) Совещание представителей фракций и групп , Приставская часть, Канцелярия с тремя отделами (общего собрания и общих дел, финансовым, законодательным). Государственная Дума имела также так называемый Министерский павильон, Отдел петербургского телеграфного агентства, Бюро печати. Кроме того, в Думе работали отделы для проверки полномочий ее членов, десятки временных и постоянных комиссий. В числе постоянных комиссий были: бюджетная, финансовая, редакционная, по личному составу, распорядительная, библиотечная, по запросам.
    За период работы Четвертой Государственной Думы ею было проведено пять сессий: две из них пришлись на довоенный период и три - на период первой мировой войны. Первая сессия продолжалась с 15 ноября 1912 г. по 25 июня 1913 г. (было проведено 81 заседание), вторая - с 15 октября 1913 г. по 14 июня 1914 г. (было проведено 111 заседаний). В период первой и второй сессий в Думу было внесено свыше 2000 законопроектов. Всего же к 9 декабря 1916 г. в Думу было внесено 2625 законопроектов, а рассмотрено 1239.
    Сложившаяся в два предвоенных года обстановка в Думе отличалась напряженностью как в отношениях различных группировок внутри Думы, так и в ее взаимоотношениях с правительством. В ходе заседаний Думы это проявлялось в оппозиционных правительству голосованиях, в попытках оппозиции выступать с самостоятельными законодательными инициативами. Отвечая на декларацию правительства, обращенную к Четвертой Думе, кадетско-октябристское большинство предложило правительству вступить на путь осуществления Манифеста 17 октября 1905 г., а кадеты довольно смело повторили свои законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и т.п. Но практического значения это не имело: законопроекты такого рода или застревали в комиссиях, или проваливались Государственным советом. В марте 1914 г. либеральное крыло Думы предприняло попытку объединения всех прогрессивных сил , включая левых либералов, трудовиков и социал-демократов, чтобы выдвинуть требования реформ, но дальше взаимной информации и временных блоков дело не сдвинулось.
    В первые два года работы Четвертой Государственной Думы царскому правительству, несмотря на появившуюся еще при выборах трещину в созданной П.А.Столыпиным третьеиюньской системе, удавалось оставаться хозяином положения. Основываясь на политике лавирования между различными группировками помещиков-землевладельцев и буржуазии, правительство по-прежнему рассчитывало на два большинства: право-октябристское (283 голоса) и октябристско-кадетское (226 голосов). Но это положение стало резко меняться, когда депутаты Четвертой Государственной Думы потребовали от правительства дать ответ за поражение в войне.
    Вступление России 1 августа 1914 г. в войну в корне изменило обстановку в Государственной Думе. Именно в этот период, когда государственная власть в России вынуждена была держать экзамен на прочность, со всей остротой обнажилась сущность противоречий в ее взаимоотношениях с теми группировками различных партий, которые составляли российский парламент, а ослабление самодержавия, не справлявшегося с ведением войны, раскрывало перед самой Государственной Думой утверждение властных возможностей, выходящих за рамки ее законодательной деятельности, когда-то очерченных царской властью. В августе 1915 года в рамках Думы был создан т.н. Прогрессивный блок (межпартийное объединение) для более организованного давления на правительство с целью побуждать его вести войну до победного конца и тем самым предотвратить назревающую в стране революцию. В составленной лидером блока, руководителем фракции кадетов П.Н.Милюковым программе блока (содержащей, по его словам, то, что могло объединить Думу ) содержалось требование создать новое правительство общественного доверия , изменить методы управления страной.
    В ответ на создание Прогрессивного блока 3 сентября царь издал указ о закрытии заседаний Думы.
    Возобновила она свою работу 1 ноября. Именно в этот день П.Н.Милюков произнес свою знаменитую речь, в которой подверг радикальной критике не только правительство, но и императрицу. Каждое обвинение он завершал вопросом: Что это - глупость или измена? Аудитория, - вспоминал впоследствии П.Н.Милюков, - решительно поддержала своим одобрением второе толкование даже там, где сам я не был в нем вполне уверен . Нельзя не признать тем самым, что речь П.Н.Милюкова, о которой постоянно говорили, а также иные подобного рода выступления видных думцев в значительной мере способствовали формированию в обществе негативного отношения к царской фамилии и возбуждали среди широких масс радикальные и революционные настроения.
    Большевистская фракция отказалась одобрить вступление страны в войну и выступала с пораженческих позиций. 4 ноября 1914 года ее члены были обвинены в государственной измене, арестованы, а в феврале 1915 года признаны виновными в принадлежности к партии, ставящей своей целью свержение государственного строя в России, и приговорены к пожизненной ссылке в Туруханский край.
    В целом же Государственная Дума поддерживала царское правительство в ведении войны, одобрила законопроекты о повышении косвенных и прямых налогов и ряд других законопроектов, направленных на укрепление царизма. Несмотря на то, что все предложения, вносившиеся в Думу царским правительством, ею одобрялись, Четвертая Дума созывалась царем нерегулярно. По важнейшим вопросам государственной жизни царь издавал указы в соответствии со ст. 87 Основных законов Российской империи 1906 г. в обход Думы.
     В результате Февральской революции 1917 г. произошли существенные изменения в государственном строе России.
     Но еще до своего отречения от престола Николай II 27 февраля распустил Государственную Думу. Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на неофициальное заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек (председатель - октябрист М.В. Родзянко, члены Прогрессивного блока , один меньшевик и трудовик А.Ф. Керенский). Временный комитет Думы продолжал действовать до начала октября  как орган общественности .     28 февраля Временный комитет назначил генерала Л.Г. Корнилова на пост командующего войсками Петроградского округа и послал своих комиссаров в Сенат и министерства. Он стал выполнять функции правительства и направил в Ставку депутатов А.И.Гучкова и В.В.Шульгина для переговоров с царем об отречении, которое состоялось 2 марта. Таким образом, именно депутаты Государственной Думы в этот важный исторический для страны момент настойчиво побуждали царя отказаться от трона, что в результате и произошло.
    В тот же день 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с исполкомом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов было создано Временное правительство.
     Но уже на первом заседании Временное правительство отказалось от восстановления прав распущенной царским указом Четвертой Думы. Да и П.Н.Милюков, выступая неоднократно 2 марта перед матросами, солдатами, рабочими и иностранными журналистами в Таврическом дворце, говорил, что форма государственного правления будет определена уже Учредительным собранием. В итоге, хотя Премьер Г.Е.Львов обещал созвать Думу 27 апреля, в годовщину открытия Первой Думы, пригласив в заседание депутатов всех созывов, Дума как палата больше не заседала. Весной 1917 г. появилось несколько проектов учреждения из депутатов Думы и Совета некой совещательной опоры для Временного правительства, но из-за растущего влияния Совета и падающего значения депутатов Думы министры отказались от такого варианта. Вместо законодательной палаты Временный комитет Думы создал частное совещание Государственной Думы - собрание депутатов, не имевшее никакой законодательной или законосовещательной силы. С 22 апреля по 20 августа оно собиралось 14 раз при участии примерно 60 депутатов. Корниловский мятеж положил конец деятельности этого собрания. А вскоре после его подавления Временное правительство 6 октября 1917 г. официально объявило о роспуске Четвертой Думы и завершении полномочий выборных членов Государственного совета. Действительно, к этому времени срок полномочий депутатов, избранных осенью 1912 г., уже истек. Однако вместо объявления даты новых выборов в Думу Временное правительство начало подготовку избрания Учредительного собрания. День 6 октября 1917 г. подвел черту под недолгой историей Государственной Думы России начала XX  в.