Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, ноябрь Государственная Дума в России (1906-1917 гг.)


4. Третья Государственная Дума

     
     Начавшая свою работу 1 ноября 1907 года Третья Государственная Дума оказалась единственной из дореволюционных созывов высшего народного представительства, проработавшей весь отпущенный ей пятилетний срок и в относительно нормальных условиях.
    В соответствии с изданием 3 июня 1907 года царского Манифеста о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положения о выборах в Государственную Думы был сформирован новый состав Государственной Думы. Общая численность депутатского корпуса сократилась с 518 до 442 человек, заметно уменьшилось представительство от крестьян, рабочих, национальных регионов. Если первые два созыва Дума была по преимуществу крестьянской, то с изменением избирательного закона относительное большинство в ней получили дворяне - 46 %, а удельный вес крестьян упал почти до 19 %. Землевладельцы вообще составляли почти половину депутатов - 49,7 %, лица "свободных профессий" (адвокаты, врачи, литераторы, публицисты) - 14,6 %, духовенство - 10,1 %, торговцы и промышленники - 7,4 %, рабочие и ремесленники - 3,3 %.
    В политическом плане Дума стала заметно умереннее. Фракционный состав ее в первую сессию выглядел следующим образом: крайне правых в ней было 51, умеренно-правых и националистов - 96, фракция Союз 17 октября , представлявшего собой фактически правительственную партию, насчитывала 154 депутата, прогрессисты имели 28 депутатских мест, кадеты (партия народной свободы) - 54, мусульманская группа - 8, польско-литовско-белорусская группа - 7, польское коло (объединение польских националистов) - 11, фракция трудовиков - 14 и социал-демократы - 19. Произошедшие затем некоторые изменения принципиально не повлияли на расстановку политических сил в Думе.
     То есть ни одна политическая партия не имела в Думе квалифицированного большинства. Правительство, опираясь на октябристский центр, при проведении своей политики могло рассчитывать на правооктябристское или октябристско-кадетское большинство. Все три председателя Третьей Думы были октябристами: Н.А.Хомяков (1 ноября 1907 г. - 8 марта 1910 г.), А.И.Гучков (8 марта 1910 г. - 22 марта 1911 г.) и М.В.Родзянко (с 22 марта 1911 г. и до конца полномочий).
     За 5 лет своего существования Третья Дума проделала значительную работу: было рассмотрено более 2,5 тысяч правительственных законопроектов, разработано 205 собственных законодательных предложений, составлено и обсуждено 157 запросов правительству и т.д.
     В то же время, хотя Дума одобрила 2197 законопроектов, подавляющую часть из них составляли мелкие запросы ведомств, касавшиеся главным образом штатов и бюджетов отдельных учреждений.
    Среди принятых законов не оказалось важнейших, затрагивающих коренные интересы основной массы населения: о волостном земстве, о кооперации, о самоуправлении церковных общин (приходов), о введении земства в Сибири и других местах, где оно отсутствовало. Вместе с тем  Дума приняла и ряд важных законов, существенным образом повлиявших на весь ход социально-экономического и политического развития страны.
    Прежде всего следует отметить законодательство о крестьянском землевладении и землепользовании (законы 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911 г.). Депутаты согласились с правительством, отвергнувшем попытки покушения на частновладельческие земли и предложившем решение аграрного вопроса на путях интенсификации сельскохозяйственного производства и прежде всего - крестьянского хозяйства. Проекты, внесенные П. А. Столыпиным и А.В. Кривошеиным, главноуправляющим ведомством землеустройства и земледелия, предусматривали создание частного крестьянского землевладения и создание индивидуальных крестьянских хозяйств (отрубов и хуторов) путем поощрения выхода крестьян из общины.
    Важным итогом деятельности Третьей Думы в социальной сфере стали страховые законы по обеспечению рабочих в случаях травматизма, и болезней, изданные 23 июля 1912 г. Представляя на обсуждение законопроект о страховании рабочих от несчастных случаев, в ходе которого затронут был фактически и весь круг необходимого рабочего законодательства, председатель комиссии барон Тизенгаузен отметил первостепенное экономическое, общественное и государственное значение решения рабочего вопроса. Эти законы, считал он, имеют в виду не только защиту интересов рабочих промышленности, они поднимают и разрешают кардинальные вопросы социального бытия, определяют роль государства в обеспечении взаимных отношений представителей капитала и наемного труда.
     Более 120 принятых законодательных актов касались выделения денежных средств на различные нужды учебного дела - для развития существовавших и учреждения новых учебных заведений. С одобрения Думы выделялись ассигнования на удовлетворение строительных надобностей всякого рода правительственных учреждений, особенно на развитие транспортной инфраструктуры -  переустройство железнодорожных станций, строительство второго Сибирского пути, Амурской железной дороги, устройство срочных рейсов морского и речного пароходства. В этом же ряду шли акты о финансировании различных нужд морского и военного ведомств, министерства земледелия, министерства иностранных дел и других.
    В законодательном порядке были пересмотрены штаты некоторых правительственных учреждений, увеличен в ряде регионов личный состав полиции, организована сыскная часть по делам общеуголовного характера, увеличено содержание городского и сельского духовенства, установлен порядок управления храмов Воскресения в Санкт-Петербурге, усилен отпуск средств на некоторые из нужд медицинского дела и т.п.
     В законе об увеличении содержания чинам судебного ведомства вместе с установлением повышенных окладов, жалования указывалось, что члены суда и следователи получают прибавки к своему содержанию. Точно так же в законе об установлении штата канцелярии Государственной Думы и состоящих при Государственной Думе должностных лиц вводилась десятипроцентная прибавка к постоянному размеру содержания - по пятилетиям. Заслуживает также внимания точное определение размера праздничных пособий служащим лицам к Новому году и к празднику Св. Пасхи - в размере полного оклада. Депутаты отменили также 335-ю статью Устава о государственной службе, по которой для отставных офицеров, состоящих на гражданской службе, была установлена выдача годовых окладов взамен постепенного производства в гражданские чины.
    Заботой об определенной категории российских граждан было продиктовано и принятие закона о производстве дел о расторжении браков военнослужащих, пропавших без вести в минувшую русско-японскую войну. По сравнению с действовавшим общим законом о расторжении браков значение нового закона было в том что в нем расширялся круг лиц, к бракам которых стало можно применять упрощенные условия расторжения, а общий пятилетний срок сокращался до двух лет.
    Важным представляется и закон об отпуске 15 млн. рублей для оказания помощи населению, пострадавшему от неурожая 1907 года, который обязывал министра внутренних дел представить к марту 1909 г. подробный отчет об израсходовании этой суммы. Государственной Думе должны были представляться не позднее 25 января 1908 г. дальнейшие необходимые сведения о размерах продовольственной и семенной нужды - для принятия законодательных решений о выделении дополнительных кредитов.