Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, июнь О государственном становлении российского казачества

 1. История образования и развития российского казачества  и его современное состояние
    
     Различные исторические источники по разному определяют дату происхождения казачества. Однако первое достоверное упоминание о казаках относится к 1380 году, когда, согласно летописи Донского монастыря, донцы участвовали под знаменами князя Дмитрия Донского в Куликовской битве.
    Упоминание о казаках, обитавших по Червленому-Яру, имеется и в рассказах о набегах Ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский в 1444 году.
    В русской истории до настоящего времени так и не разрешен окончательно вопрос происхождения казаков и не дано исчерпывающее определение казачеству.
    Вместе с тем, анализируя многочисленные определения казачества из различных исторических источников, в обобщенном виде можно считать, что казачество - исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей, возникшая на основе русского народа.
    Казачество является самобытной и неотъемлемой частью российского общества. Особенно велик его вклад в формирование и укрепление российской государственности, защиту национальных интересов страны.
    Казачество на протяжении столетий было составной частью государственной системы России и выступало в качестве хорошо организованной военно-земледельческой структуры. Сочетание военной службы государству и специфического хозяйственного уклада жизни казачества доказало свою высокую эффективность. На протяжении нескольких веков казачество принимало участие во всех войнах и походах русской армии. Только на фронтах первой мировой войны численность казачьих войск превышала 200 тыс. человек, что составляло более 11% от численности всей действующей армии в 1916 г.
    Системообразующим принципом всех казачьих формирований (войск, полков и др.) было их размещение (поселение, в том числе по прямой инициативе государства) на границах с сопредельными государствами - особенно в местах непосредственной близости от источника опасности и в зонах интересов России.
    На 1917 год 2,4% населения России были казаками, что составляло приблизительно 4,5 миллионов человек. Существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Семиреченское, Уссурийское, Сибирское, Забайкальское, Оренбургское, Астраханское и Амурское. Все казачьи войска были в военном и административном подчинении Главного управления казачьих войск Военного министерства во главе с Верховным атаманом всех казачьих войск, которым назначался наследник престола. Военное управление войсками было строго централизовано. Во главе войска был наказной (назначаемый) атаман; при нем - войсковой штаб, который управлял делами войска через наказных атаманов отделов (в Донском и Амурском войсках - через окружных атаманов).
    Местное самоуправление казачества ограничивалось станицами и хуторами. На сходах выбирались станичные и хуторские атаманы.
    Все казачьи формирования и особый сословный статус казака были упразднены декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 10 ноября 1917 года "Об уничтожении сословий и гражданских чинов".
    Секретный циркуляр ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г., предписывавший "провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам...", привел к уничтожению и депортации до 80 процентов казачьего населения России.
    Законом "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 г. 1107-1, и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О реабилитации казачества" от 16 июня 1992 г. 3321, Указом Президента Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества" от 15 июня 1992 г. 632, а также рядом других нормативных правовых актов Российской Федерации политика репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества была осуждена, а все акты в отношении казачества, принятые, начиная с 1918 г., в части, касающейся применения к нему репрессивных мер, отменены. Начался процесс организационно-правового оформления казачества и его реабилитации.
    На первом этапе возрождения казачьи организации возникали как общественные объединения. Однако отсутствие механизма реализации принятых законов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяли придать этому массовому движению конструктивный характер.
    Качественно новые отношения государственной власти и казачества были определены в Указе Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 г. 341 "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и о государственной поддержке казачества" (признан утратившим силу).
     Указом перед Правительством Российской Федерации были поставлены конкретные задачи по созданию условий реабилитации и государственного становления казачества. При этом подчеркивалось, что без восстановления традиционного государственного статуса казачества невозможно его возрождение в целом. 9 августа 1995 года Президент Российской Федерации подписал Указ 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации", а 16 апреля 1996 года - Указ 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе".
    Под термином государственная служба казачества подразумевается особый вид службы государству в традиционных для казачества формах: военная и иные специальные виды службы в сочетании со специфическим для казачества укладом хозяйственной и культурной жизни, семейных традиций.
    Федеральные министерства и ведомства приняли ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок привлечения казаков к государственной и иной службе. Среди них постановления Правительства: от 22 апреля 1994 г. 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству"; от 8 июня 1996 г. 667 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования"; от 17 июля 1996 г. 885 "О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ"; от 21 июля 1999 г. 839 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации на 1999-2001 годы"; от 21 ноября 2000 г. 894 "О государственной поддержке казачьих обществ, взявших на себя обязательства по производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"; от 3 сентября 2001 г.   648 "О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой".
    Указами Президента России утверждены уставы войсковых казачьих обществ, члены которых взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы.
    Если общая численность граждан Российской Федерации, относящих себя к казакам, составляет, по предварительным оценкам, около 5 миллионов. человек, то общая численность членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, составляет свыше 660 тысяч казаков.
    
     По состоянию на 1 мая 2005 г. в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации внесено 10 войсковых казачьих обществ: Волжское, Кубанское, Терское, Всевеликое войско Донское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское, Уссурийское и 8 отдельных окружных казачьих обществ. Процедуру вхождения в государственный реестр проходит 11-е войсковое казачье общество Центральное казачье войско.
    Кроме того, органами юстиции всех уровней зарегистрировано свыше 700 казачьих организаций, союзов, братств, творческих коллективов и фондов.
    Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, казачьими обществами и казачьими общественными организациями проведена большая работа по организации государственной и иной службы, развитию казачьего самоуправления, хозяйственной деятельности, возрождению духовных и культурных ценностей, воспитанию молодежи. Вместе с тем становление новой российской государственности, проблемы ее национальной безопасности, реформирования Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, вопросы военно-патриотического воспитания молодежи, борьбы с преступностью и терроризмом требуют более эффективного использования потенциала казачества в делах государства и общества. Однако решение этих важных задач сдерживается отсутствием основополагающего федерального закона о российском казачестве и соответствующих механизмов реализации уже имеющейся нормативной правовой базы.
    Основными принципами государственной политики по возрождению и развитию российского казачества являются:
    обеспечение правовых и других условий привлечения казачества к несению государственной и иной службы;
    обеспечение широкого привлечения членов казачьих обществ к несению военной службы в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации;
    гарантия прав и свобод человека, в том числе на свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к казакам;
    признание и обеспечение права российского казачества на самоорганизацию и самоуправление;
    свобода выбора конкретного вида государственной и иной службы и ее сочетание с хозяйственной деятельностью;
    обеспечение централизованного управления казачьими обществами, внесенными в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
    сочетание государственного управления и самоуправления на местах;
    уважение православных и иных духовных ценностей казаков;
     государственное содействие сохранению и развитию самобытной казачьей культуры, образа жизни, поддержка многовековых казачьих традиций.
    Приоритетами государственной политики по отношению к казачеству являются его организационное укрепление, становление казачьего уклада жизни, тесно связанного с задачами экономического и социально-политического развития общества, военной реформой и укреплением Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование и совершенствование правовой базы по вопросам казачества.
    В ходе реформирования Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации и в связи с переходом их на профессиональную (контрактную) основу казачество с его традициями служения Отечеству, открыто выражающее желание продолжить эти традиции, является одним из основных мобилизационных ресурсов для комплектования Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации.
    При планировании государственной политики по отношению к казачеству следует учитывать, что значительное сокращение штатной численности пограничной службы ФСБ, отсутствие оборудованной государственной границы с бывшими республиками СССР, возрастающий поток контрабандных грузов и наркотиков, активизация международных преступных группировок на государственной границе, опасность усиления экономической и демографической экспансии со стороны ряда сопредельных государств на отдельные приграничные территории вызывают необходимость иметь дополнительные силы и средства, а также достаточное количество военнообученных мобилизационных ресурсов для защиты национальных интересов на государственной границе Российской Федерации.
    В решении этих задач исторический опыт казачества должен быть использован в полной мере.
    По-прежнему остается актуальной политико-демографическая задача: остановить отток русского населения, в том числе казачества, из Северо-Кавказского, Дальневосточного, Забайкальского и Сибирского регионов страны.
    В этой связи федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять комплекс политических, социально-экономических и военных мер по восстановлению и строительству новых приграничных казачьих поселений, создать условия для обустройства в них переселенцев из бывших республик СССР и отдельных регионов России.
    В условиях роста организованной преступности, постоянной угрозы терроризма, провоза на территорию России наркотических средств возникла необходимость привлечения граждан Российской Федерации к поддержанию общественного порядка, воссоздания народных, в том числе казачьих, добровольных дружин, отрядов содействия милиции, наделенных правовым статусом.
    В связи с ухудшением общей экологической обстановки в стране, обветшанием промышленного парка, разграблением природных ресурсов одним из приоритетных направлений государственной политики становится широкое привлечение населения, и особенно казачества, к участию в егерской, природоохранной и экологической службе, а также к осуществлению контроля за использованием и охраной земель.
    Актуальным остается привлечение членов казачьих обществ к:
    охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, объектов обеспечения жизнедеятельности населения и сопровождение грузов;
    участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;
    участию в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации;
    охране лесов от пожаров и защите их от незаконной вырубки, вредителей и болезней;
    производству, закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.
    Реализация этих задач должна осуществляться в рамках государственной политики в отношении казачества. Ключевую роль в этом призван сыграть Федеральный закон "О государственной службе российского казачества", принятый в первом чтении 18 мая с.г. Однако уже сейчас понятны некоторые изменения и уточнения необходимые для последующего прохождения законопроекта. В частности, дальнейшей конкретизации требует понятие "казачье общество" в связи с чем необходимы изменения и в Федеральном законе "О некоммерческих организациях".
    В развитие данного закона следует вернуться и к вопросу о новом варианте концепции государственной политики по отношению к казачеству, а также к Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ, включенных в государственный реестр в Российской Федерации. Принятие Федерального закона создаст соответствующую правовую базу и для возможного принятия аналогичных региональных законодательных актов и местных программ развития казачества.
    В наиболее обобщенном виде современные проблемы казачества предстают в ходе проведения Большого круга казаков, первый из которых был проведен в г.Ставрополе в 2003 году. В этой связи, далее представлены основные материалы и документы Большого круга казаков России, прошедшего в г.Новочеркасске 27 мая 2005 года