Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, июнь О государственном становлении российского казачества


   2. Доклад советника Президента Российской Федерации Трошева Г.Н. "Основные итоги деятельности войсковых и отдельных окружных казачьих обществ в 2003-2005 годах. Проблемы государственного становления казачества и пути ихразрешения на ближайшую перспективу" на Большом круге казаков России 27 мая 2005 г.
    
     Уважаемые старики, господа атаманы, братья казаки!
    Уважаемые гости Большого круга!
    Прошло два года с того дня, когда мы впервые собрались на Большой круг казаков России в г. Ставрополе. Сегодняшний сбор представителей российского казачества приурочен к торжественным мероприятиям, посвященным 100-летию со дня рождения великого русского писателя М.А.Шолохова.
    Многие поколения россиян знают о казачестве исключительно по произведениям М.А.Шолохова, а созданные им образы вызывали и вызывают восхищение читателей не только в России, но и за рубежом.
    Завтра, 28 мая, мы будем участниками торжественных мероприятий в станице Вешенской, посвященных юбилею писателя и сможем собственными глазами увидеть,  насколько любим и почитаем в народе Михаил Шолохов.
    А сегодня у нас напряженный день, нам предстоит обсудить итоги работы казачьих обществ и определить направления деятельности на ближайшую перспективу.
    

     О правовом регулировании деятельности

     казачьих обществ
    
     На сегодняшний день деятельность казачьих обществ, внесенных в госреестр, регулируется нормативно-правовыми актами, для чего издано более 40 указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства России.
    К сожалению, не все из них выполняются должным образом, а постепенная реорганизация структурного подразделения по работе с казачеством в Администрации Президента России из Главного управления казачьих войск в Управление, а затем и в аппарат советника Президента Российской Федерации, дает повод недобросовестным чиновникам, делать вывод о том, что работа с казачеством сворачивается.
    25 февраля 2003 г. Указом Президента Российской Федерации 249         "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию казачества" было упразднено Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества, а функции по работе с казачеством возложили на аппарат советника Президента Российской Федерации.
    Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества было наделено определенными полномочиями, ему были определены конкретные задачи, а советник Президента сегодня отвечает только за подготовку для Президента России аналитических, справочных, информационных материалов и рекомендаций по вопросам казачества.
    И только спустя два года Президентом Российской Федерации подписан Указ от 21 марта 2005 г. 316  "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации", который перераспределил полномочия упраздненного Управления.
    Однако и в этом нормативном правовом акте оказались не перераспределенными отдельные полномочия:
    - каким образом будет осуществляться государственная регистрация казачьих обществ?
    - кто будет выдавать свидетельства о внесении казачьих обществ в государственный реестр и какие?
    В этих условиях способствовать возрождению и развитию казачества,
     конечно же, было крайне сложно.
    Более трех лет казачьи общества не вносились в государственный реестр по причине того, что не был определен федеральный орган исполнительной власти, на который была бы возложена эта функция.
    И вот сейчас такой орган определен в лице Федеральной регистрационной службы.
    Только в текущем году мы внесли в государственный реестр 4 казачьи организации.
    Вместе с тем эти организации не получили свидетельств о государственной регистрации, а следовательно, не могут должным образом осуществлять финансово-хозяйственную деятельность по названным выше причинам.
    Положительное разрешение этих проблем во многом зависит от принятия федерального закона "О государственной службе российского казачества". К законопроекту можно относиться по разному, но в нем есть главное - правовой статус казачьего общества (как государственно-общественного объединения), государственная служба казаков и ее финансирование из федерального и иных бюджетов. Были бы кости, мясо нарастет, а совершенствовать законопроект можно годами.
    Практически на протяжении последних двух лет (с октября 2003 г., когда законопроект был представлен мною Президенту Российской Федерации) идет его доработка. На начальном этапе работы проект закона "О государственной службе российского казачества" отвергали практически все федеральные министерства и ведомства, в последующем законопроект не поддержали Министерство обороны и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
    После многочисленных согласительных процедур, непосредственной работы в министерствах и ведомствах нам удалось получить положительное заключение Правительства России.
    11 апреля с.г. проект закона "О государственной службе российского казачества" внесен на рассмотрение Государственной Думы в качестве законодательной инициативы Президента Российской Федерации.
    Нам удалось получить поддержку значительного числа депутатов Государственной Думы, что позволило принять законопроект в первом чтении 18 мая преобладающим большинством голосов.
     

     О работе казачьих обществ в 2003-2005 годах

     
     Основными направлениями деятельности казачьих обществ в 2003-2005 годах  являются:
     - патриотическое воспитании подрастающего поколения;
    - участие в обеспечении общественного порядка;
    - участие в охране государственной границы в составе общественных формирований;
    - природоохранная и экологическая деятельность;
    - охрана объектов государственной, муниципальной и личной собственности граждан.
    С момента принятия Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. 563  "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе " прошло 9 лет.
    В этот период казачьим обществам на региональном уровне удалось заключить с органами правопорядка большое количество соглашений (договоров) о совместной деятельности по поддержанию общественного порядка, наладить тесное деловое сотрудничество и организовать плановую работу.
    В ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы о муниципальных казачьих дружинах, позволяющих на законном основании привлекать казачество к правоохранительной деятельности.
    Положительных примеров участия казачества в обеспечении правопорядка достаточно, однако более эффективно эта работа была организована и продуктивно проводилась в традиционных казачьих регионах Северного Кавказа, Поволжья и Урала.
    На примере этих субъектов Российской Федерации видна работа казачьих обществ по поддержанию общественного порядка в эти годы.
    Только в Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях создано свыше 280 муниципальных казачьих дружин общей численностью около 20 тыс. казаков.
    С участием членов казачьих обществ задержано около 2,5 тыс. преступников, доставлено в органы правопорядка около 50 тыс. граждан за административные правонарушения. Ежедневно в обеспечении общественной безопасности участвовало около 1000 казаков.
    В ходе этой работы изъято 18 ед. огнестрельного оружия и несколько сот килограмм наркотических средств.
    В 48 районах Краснодарского края созданы и работают мобильные группы по выявлению фактов незаконного оборота наркотических средств. Совместно с Госнаркоконтролем проведено 2304 рейдовых мероприятий, в ходе которых изъято около 206 кг. наркотических средств, задержано 43 распространителя наркотиков и 62 наркомана.
    В целом обучение по программе правоохранительной направленности прошли около 2 тыс. казаков Юга России.
    Подобные дружины (отряды содействия милиции) созданы в Енисейском, Иркутском, Сибирском, Забайкальском и других войсковых (окружных) казачьих обществах.
    Кроме того, казаки привлекались к работе по предупреждению и выявлению фактов незаконной миграции, профилактике правонарушений и охране общественного порядка в пограничной зоне.
    Казачьи общества активно занимаются охраной государственной границы, при поддержке пограничной службы ФСБ России проводят совместные мероприятия по предупреждению правонарушений на государственной границе, рейды, патрулирование (засады), а также разъяснительную работу среди населения этих районов.
    Примерами успешного сотрудничества в этой области являются взаимодействие Северо-Кавказского регионального управления пограничной службы с Кубанским войсковым казачьим обществом, а также Юго-Восточного регионального управления с Оренбургским ВКО.
    В казачьих обществах созданы казачьи охранные предприятия, которые на основе договоров осуществляют охрану государственной, муниципальной и личной собственности граждан. Только в Сибирском ВКО взяты под охрану свыше 300 таких объектов.
    Новым направлением деятельности казачьих обществ является охрана важных государственных и муниципальных объектов (школы и другие образовательные учреждения, плотины, объекты водоснабжения и т.п.), охрана и сопровождение общественного транспорта и грузов.
    Подобных охранных предприятий в войсковых (отдельных окружных) казачьих обществах созданы десятки, только в Оренбургском казачьем войске их восемь общей численностью свыше 380 чел. (Новотроицк, Бугуруслан, Оренбург, Орск и др.)
    С участием казачьих обществ сегодня создано немало казачьих фермерских хозяйств, способных наладить поставку сельхозпродукции для Вооруженных Сил и других силовых структур государства (казачья холдинговая компания  "Краснодонское " одна из них). Однако наши военные предлагают казакам участвовать в конкурсе на единых условиях с остальными поставщиками. Разве смогут казаки победить в тендере с крупными скупщиками сельхозпродукции или с зарубежными поставщиками?! Конечно нет, хотя продукция казаков порой на порядок качественнее и дешевле других.
    Я не берусь оспаривать необходимость таких конкурсов, в конце концов есть на этот счет федеральный закон, его надо выполнять. Но ведь может же федеральный центр определить квоту для казачьих обществ и пусть казаки борются между собой за право поставлять эту продукцию по ценам значительно ниже, чем у скупщиков и зарубежных поставщиков. Сегодня Минобороны России согласилось с предложениями казаков и в ближайшее время мы сможем иметь возможность поставлять свою продукцию в Вооруженные Силы.
    Квоты на вылов морских биоресурсов сегодня на Дальнем Востоке в наших территориальных водах получает кто угодно (а в основном это - крупные зарубежные рыболовецкие компании), а сахалинские и уссурийские казаки годами не могут выходить в море из-за отсутствия этих квот.
    На мой взгляд, это не совсем правильно!
    Казачьими обществами созданы и успешно работают подразделения природоохранной направленности. За прошедшие годы казаками предотвращены десятки лесных пожаров, удалось сохранить сотни гектаров леса от пожаров и незаконной вырубки. Только казаками Иркутского войска задержано более 60 человек, осуществлявших вырубку леса без соответствующих документов.
    А казаки Республики Тыва занимаются охраной и воспроизводством рыбных запасов в верховьях Енисея, на его притоках и озерах. Считаю, что сохранение благоприятной для россиян экологической обстановки, природных ресурсов - важнейшая государственная задача. Сегодня мы не замечаем последствий бесхозяйственной, а подчас преступной деятельности человека. Эти последствия в полном объеме смогут ощутить на себе только наши дети и внуки. И если мы не хотим, чтобы наши потомки жили на выжженной земле, нам нужно думать об этом уже сейчас.
    Сегодня в нашем государстве набирает обороты движение по развитию казачьего кадетского образования. В казачьих обществах создано 20 казачьих кадетских корпусов, в которых казачата проходят полный курс начальной военной подготовки, воспитываются патриотами нашей Родины.
    Только во  Всевеликом войске Донском сегодня создано и успешно работают 9 казачьих кадетских корпусов, а в Енисейском - 6 кадетских корпусов и 2 Мариинские гимназии для девочек. Это совсем не значит, что в этих кадетских казачьих корпусах обучаются только казачата, здесь обучаются и воспитываются детишки-сироты; те, у кого отцы погибли в Чечне; очень высок процент беспризорников, детей из неблагополучных и многодетных семей.
    Кроме того, на базе общеобразовательных школ создано свыше 300 кадетских классов с казачьим компонентом.
    В конце марта с.г. Центральное казачье войско совместно с Педагогическим центром  "Каникулы ", представляющим Кубанское казачье войско, провели слет представителей казачьих кадетских корпусов в                      г. Москве. Им удалось собрать на весенние каникулы более 500 детей с различных уголков нашей Родины (18 субъектов Российской Федерации), от западных до восточных границ России. Для детей была подготовлена интересная ознакомительная программа, они хорошо отдохнули.
    А на Дону сегодня проводят эксперимент уже по созданию казачьих технических училищ на базе ПТУ. Забота о нашем будущем - молодежи-  должна стать предметом особого внимания всего общества и прежде всего органов государственной власти. Конечно же, этим учебным заведениям нужна поддержка со стороны федерального центра. Отдавать эту проблему на откуп только органам образования, взваливать эту ношу только на субъекты Российской Федерации, на мой взгляд, было бы не совсем правильно.
    Кадетские корпуса выполняют сегодня большую и нужную работу на благо России - воспитывают патриотов нашей Родины, прививают православие, готовят молодых людей к службе в армии.
    За прошедшие годы с участием казачества восстановлены десятки православных храмов, на их средства построены новые очаги православия в регионах. Все войсковые (отдельные окружные) казачьи общества окормляются сегодня войсковыми священниками.
    В казачьих обществах действует система летних спортивно-оздоровительных лагерей, в которых проходят патриотическое воспитание и оздоровление дети, значительная часть которых направлена комиссиями по делам несовершеннолетних (фактически это малолетние правонарушители).
    Успешно работает подобный спортивно-оздоровительный лагерь Иркутского ВКО, через который в последние годы прошло свыше 800 детей. Он является лауреатом областного конкурса на лучший спортивно-оздоровительный лагерь.
    Практически во всех войсковых (отдельных окружных) казачьих обществах созданы спортивные клубы (секции) по рукопашному бою, самбо и другим видам спорта. Проводятся турниры и соревнования, которые способствуют развитию массового спорта, утраченного в годы перестройки, но так необходимого нашему обществу.
    В целом следует отметить, что успехи и проблемы у казачьего движения в России одни.
    

     О развитии казачьего движения на ближайшую перспективу

     
     Сегодня все мировое сообщество отметило 60 лет со дня завершения Великой Отечественной войны, победы советского народа над гитлеровской Германией. Мы почтили память погибших за свободу и независимость нашей Родины и отдали дань уважения живым.
    В казачьих обществах достаточно много ветеранов и участников войны. Они    много    сил   и   здоровья   положили на    алтарь  Отечества,   а сегодня - нуждаются во внимании и заботе.
    Многие из них активно работают в казачьих обществах, их опыт востребован и очень полезен в деле патриотического воспитания нашей молодежи.
    Я считаю, что атаманам всех уровней следует обратить внимание на работу с нашими уважаемыми ветеранами и по возможности помочь им, они заслужили это!
    В развитии казачьего движения много проблем, но на мой взгляд, сегодня необходимо сосредоточить свое внимание на решении трех главных, от реализации которых зависит судьба всего российского казачества:
    1. До тех пор пока не будет принят базовый федеральный закон в отношении российского казачества, мы не должны прекращать разъяснительную работу с депутатами Государственной Думы, представляющих Ваши регионы в парламенте.
    Проект закона рамочный, не требует значительных финансовых затрат государства, однако дает право федеральным и региональным органам исполнительной власти на законных основаниях привлекать казачество к решению задач в интересах государства. Принятие этого документа ждут казаки России.
    2. Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 года 355, не отражают сегодня реального положения дел в казачьем движении.
    В начале 2000 года по заказу Администрации Президента Российской Федерации Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации была выполнена научно-исследовательская работа  "О проекте концепции государственной политики в отношении казачества до 2005 г.", однако в силу субъективных причин к рассмотрению этого документа так и не приступали.
    За истекший период облик казачества изменился коренным образом. В августе 1995 года образован государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в который вошло 10 войсковых и 8 отдельных окружных казачьих обществ. Документы по государственной регистрации войскового казачьего общества  Центральное казачье войско находятся в Администрации Президента Российской Федерации.
    Общая численность членов этих организаций составляет свыше 660 тыс. человек.
    В Постановлении Правительства Российской Федерации и в Основных положениях Концепции упоминаются министерства и ведомства Российской Федерации, которых давно нет, определяются сроки исполнения поручений, которые давно истекли, но так и не были выполнены. Даны термины и определения, не нашедшие отражения в законодательных актах Российской Федерации -  к примеру, "служба в профессиональном резерве".
    С принятием федерального закона  "О государственной службе российского казачества" было бы целесообразным рассмотреть и утвердить Концепцию государственной политики в отношении казачества.
    Без четко выраженной государственной политики в отношении казачества не может быть и его динамичного развития.
    3. Отсутствует федеральная целевая программа обеспечения государственной службы российского казачества.
    В июле 1999 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1999 г. 839 была утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы.
    Однако, уже в 2000 г., до завершения сроков действия Программы, она была исключена из перечня Федеральных целевых программ. В последующие годы она не пролонгировалась, а новая не разрабатывалась вообще.
    Основные финансовые средства - более 1 млрд рублей в ценах 1998 года (пункт 1 этой Программы) - планировалось направить на проектирование и строительство трех казачьих пограничных поселений (Астраханская, Оренбургская и Сахалинская обл.). Но из-за отсутствия финансирования пункт 1 Программы реализован не был.
    Частично финансировалась подготовка и повышение квалификации казачьих кадров и мероприятий по поддержке казачьих кадетских корпусов.
    В целом, в период действия Программы она была профинансирована менее чем на 10%.
    С принятием федерального закона "О государственной службе российского казачества" было бы целесообразным рассмотреть вопрос о разработке такой Федеральной целевой программы обеспечения государственной службы российского казачества. Если федеральные министерства и ведомства не получат финансовых средств на привлечение членов казачьих обществ к государственной службе, указанный закон работать не будет, поскольку бюджеты этих органов исполнительной власти предусматривают финансирование только штатных сотрудников.
    Безусловно, государственная поддержка необходима сегодня для развития кадетского образования и усиления патриотического воспитания подрастающего поколения. Эта задача носит общегосударственный характер.
    В 2004 году образовании новый федеральный орган исполнительной власти - Министерство регионального развития Российской Федерации (министр Яковлев В.А.), в составе которого создан отдел по взаимодействию с религиозными организациями и казачеству, который и будет заниматься вопросами экономического развития казачьих обществ.
    Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации (пункт 5.3.7 статьи II) предусмотрена разработка программы в сфере реализации государственной политики по возрождению и развитию российского казачества.
    В этой связи разработчиком и заказчиком указанной программы может быть это министерство.
    Проблемы развития и становления российского казачества взаимосвязаны, в той или иной мере зависят от решения трех выше обозначенных задач.
     До настоящего времени мы не смогли достичь единства в казачьей среде. Мои обращения к казачьим общественным организациям о необходимости урегулирования отношений между ними и реестровыми обществами успеха не имели.
    Только межрегиональная казачья организация  "Резервное казачье войско" пожалуй, выбрала наиболее правильный путь, заключив договор о совместной работе с  Всевеликим войском Донским и передав свои казачьи организации в регионе в оперативное подчинение атаману Водолацкому В.П., а сам атаман Рева А.В. стал заместителем атамана войскового казачьего общества. Вариантов сближения позиций двух направлений казачьего движения много и это один из них.
    Сейчас подобная работа проводится с Кубанским и Терским войсковыми казачьими обществами.
    Разногласия в казачестве существуют не только между реестровыми и общественными организациями, но и между различными общественными объединениями казачества.
    Говорил, и повторяю снова, пока не будет единства в казачьей среде, мы не сможем активно влиять на политические процессы в стране, поскольку органы государственной власти казачество серьезно не воспринимают и прежде всего как электорат, способный решать общегосударственные задачи.
    Благодарю за внимание.