АО, 2005, май Программный взгляд на развитие России в 2005-2015 гг. (О Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г.)
Многие вопросы социально-экономической политики поднятые в Послании, созвучны позициям, которые Государственная Дума обсуждает в последние годы на своих заседаниях, научно-практических конференциях, "круглых столах". Основные предложения по совершенствованию методов проведения социальной политики были представлены в Постановлениях Государственной Думы, в решениях комиссий, в предложениях "круглых столов", государственных докладах.
Особенностью Послания 2005 года является то, что впервые дается оценка проделанной работе за предыдущие годы.
В Послании много внимания уделено проблеме экономического роста, борьбе с бюрократией, поддержке бизнеса, внедрению достижений научно-технического прогресса, а также другим актуальным проблемам социально-экономического развития страны.
Президент Российской Федерации считает, что для успешного преодоления отрицательных явлений в экономике страны необходимо осуществить, в первую очередь, структурные реформы, а также другие меры, которые требуют своего законодательного разрешения и сводятся к следующему.
Президент Российской Федерации считает, что только в свободном обществе каждый трудоспособный гражданин сможет на равных участвовать в конкурентной борьбе и соответственно этому зарабатывать. Достаток каждого должен определяться его трудом и способностями, квалификацией и затраченными усилиями.
В то же время в явном противоречии с этим очевидным тезисом находится уровень достатка так называемых бюджетников, получающих меньшую реальную зарплату, чем в конце 80-х годов XX столетия. В Послании прямо признано, что столь унизительное положение учителей, врачей, работников культуры, науки и военнослужащих мешает им эффективно и творчески работать, хотя именно эти люди задают современные стандарты развития общества, являются хранителями богатейшего культурного и духовного наследия страны, являются ее защитниками.
Поэтому Президентом Российской Федерации поставлена задача добиться в течение трех лет повышения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. То есть в ближайшие годы зарплаты бюджетников должны расти как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары.
Было подчеркнуто, что речь идет о необходимом минимуме, ниже которого мы не можем, не должны, не имеем права опускаться. Таким образом в России можно будет добиться приближения средней зарплаты в бюджетном секторе к средней зарплате по стране. При этом нужно иметь в виду, что ответственность за установление размера и своевременная выплата зарплат большинству бюджетников лежит на властях регионов. Необходимо выстраивать межбюджетные отношения таким образом, чтобы субъекты Российской Федерации также имели возможность повышать заработную плату в бюджетной сфере опережающими темпами.
Действительно, уровень заработной платы многих работников бюджетной сферы ниже прожиточного минимума и вопрос о ее повышении назрел давно. Однако, по-видимому, повышение в 1,5 раза не решит проблему. Так, к примеру, если повысить в 1,5 раза заработную плату научных работников Российской академии наук, размер которой у многих из них в настоящее время не превышает 2000 рублей, она по-прежнему будет соизмерима с прожиточным минимумом в стране. В таком бедственном и униженном положении научные работники в нашей стране не были никогда. Это же касается других работников бюджетной сферы.
Безусловно, с удовлетворением воспринимается высказанное Президентом Российской Федерации мнение, что простого повышения зарплаты для решения проблем бюджетного сектора экономики недостаточно. Как он указал, давно назрела необходимость в таких финансовых решениях и механизмах, которые способны мотивировать к достижению эффективных результатов и сами организации социальной сферы. По словам Президента Российской Федерации, финансовая политика должна стать одним из стимулов к повышению доступности и качества социальных услуг.
При этом представляется крайне важным положение о том, что надо очень аккуратно заниматься реформами в социальной сфере. По-видимому, это лишнее напоминание о недочетах, которые наблюдались при реализации законодательной нормы о замене льгот денежными выплатами. Президент Российской Федерации подчеркнул, что определенные в предыдущем Послании задачи по модернизации образования, здравоохранения должны решаться, но реорганизация ради реорганизации не должна становиться самоцелью. Главное - это качество услуг, их доступность большинству граждан и реальное влияние на социально-экономический прогресс в стране.
И, наконец, с точки зрения улучшения ситуации в бюджетной сфере большое значение имеет тот факт, что Президент Российской Федерации считает необходимым создать условия для активного привлечения инвестиций из других - помимо государственных - источников в здравоохранение, образование, науку и культуру.
Особое внимание в Послании было уделено вопросам рождаемости. Было подчеркнуто, что низкая рождаемость это общенациональная проблема, в стране все больше семей, имеющих только одного ребенка. Необходимо повысить престиж материнства и отцовства, создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей.
Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочению миграции, должны реализовываться одновременно.
Было также отмечено, что рост численности населения должен сопровождаться осмысленной стратегией иммиграционной политики. Государство заинтересовано в притоке квалифицированных легальных трудовых ресурсов. Вместе с тем, еще немалое число предпринимателей в России пользуются выгодами нелегальной миграции, ведь бесправный иммигрант особенно удобен для неограниченной эксплуатации.
В Послании особое место было уделено реальной пользе для всего российского государства и общества от миграции. В конечном итоге каждый легальный иммигрант должен получить возможность стать гражданином России.
Из важнейших социальных проблем, вызывающих беспокойство руководства страны, Президент Российской Федерации выделил состояние здравоохранения, отметив, что пути улучшения ситуации в этой сфере связаны, прежде всего, с обеспечением доступности и высокого качества медицинской помощи, а также с возрождением профилактики заболеваний, являющейся одной из важнейших традиций российской медицинской школы.
В свое время Всемирная организация здравоохранения признавала советскую систему охраны здоровья лучшей в мире. Как известно, в СССР отводилось важное место пропаганде здорового образа жизни, борьбе с тифом, малярией, чесоткой и другими болезнями. Работали дома санитарного просвещения, большее внимание уделялось профилактике заболеваний. Благодаря мощной пропагандисткой политике в послереволюционное время удалось справиться с тяжелейшим инфекционным наследием, с медицинской и санитарной безграмотностью населения.
В последние годы падение уровня жизни и разрушение системы массовой профилактической работы привело к резкому ухудшению здоровья людей, развитию эпидемий, о которых не вспоминали со времен гражданской войны.
При этом главной причиной смертности в стране по-прежнему остаются сердечно-сосудистые заболевания. В общей структуре смертности населения они составляют 47 процентов. Сегодня медиками взято на диспансерный учет 7,2 миллиона страдающих гипертонической болезнью. Всего же гипертоников в России 42 миллиона человек - почти половина взрослого населения страны. Все чаще давление прыгает выше нормы у подростков. На 70 процентов выросла смертность от сердечно-сосудистых заболеваний среди молодежи (до тридцати лет).
По мнению специалистов, профилактика артериальной гипертонии позволила бы снизить заболеваемость ишемической болезнью сердца (которая приводит к инфаркту миокарда) на 13-15 процентов, инвалидность в результате инсультов и инфарктов - на 10-12, а смертность - на 15 процентов. Врачи говорят о необходимости возродить диспансеризацию - постоянно наблюдать за группами риска больных, обеспечивать малоимущих необходимыми эффективными лекарствами, развернуть сеть бесплатных физкультурно-спортивных учреждений, выделять подросткам с начальной артериальной гипертонией путевки в санатории со скидкой или бесплатно.
Анализ ситуации в сфере здравоохранения в Российской Федерации свидетельствует о необходимости возрождения диспансеризации населения и системы массовой профилактики заболеваний. Это даст возможность выявлять на ранних стадиях сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, туберкулез, гепатит, сахарный диабет и др., оказывать своевременную медицинскую помощь, что, в свою очередь, позволит снизить число тяжелых форм заболеваний и уровень инвалидности.
Президент Российской Федерации в своем Послании особо остановился на сложной для нашего общества теме - последствиях алкоголизма и наркомании. Он привел данные, что в России только от отравления алкоголем, и прежде всего его суррогатами, ежегодно умирает около 40 тысяч человек. В основном это молодые мужчины, кормильцы семей. Необходимость принятия срочных мер по борьбе с алкоголизмом и наркоманией в общегосударственном масштабе широко обсуждается в обществе. Президент Российской Федерации наметил пути решения этой проблемы. Он указал, что ее невозможно решить методом запретов и что результатом работы в этой области должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом.
Президент Российской Федерации отметил, что развитие данной сферы находится прежде всего в компетенции субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, однако необходима финансовая поддержка со стороны федерального Правительства. Президент Российской Федерации указал на необходимость внесения соответствующих изменений в бюджет следующего года и в инвестиционные программы Правительства.