АО, 2004, май Референдумы и плебисциты в международном и российском праве
Референдум (лат. referendum - буквально: то, что должно быть сообщено) - это голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. Его родиной считается Швейцария, где такая форма волеизъявления народа практикуется с XV в.
История конституционных референдумов насчитывает почти два столетия. В 1799 году посредством "народного голосования" (по французской терминологии - плебисцит) была утверждена Конституция VIII года, оформившая переворот 18 брюмера. В том же порядке были утверждены основные принципы конституции 1852 года, которая институализировала государственный переворот Луи Бонапарта. Впоследствии конституционный референдум неоднократно применялся для легализации государственных переворотов (Турция - в 1961 г., Греция - в 1968 г., Малагасийская республика - в 1972 г.). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что к этой процедуре неоднократно прибегали фашистские режимы в Германии и Испании. В послевоенный период избирательным корпусом были одобрены конституция Дании 1953 г., конституция Сенегала 1963 г. и конституционная реформа 1970 г., конституция Гамбии 1970 г., конституция Камеруна 1972 г. В 1987 году в ходе референдума была одобрена новая конституция Филиппин. Путем референдума были приняты конституции Франции 1799 г., 1852 г., 1958 г., а также Турции 1961 г. и Греции 1968 г. При этом нередко конституционные референдумы использовали антидемократические силы для санкционирования государственного переворота.
В новейшее время на референдумах были одобрены конституции Литвы (1992 г.), Эстонии (1992 г.), Казахстана (1995 г.), Белоруссии (1996 г.). Конституции Дании 1953 г., Греции 1975 г., Испании 1978 г., Кыргызстана 1993 г., Украины 1996 г., Швейцарии 1999 г. приняты парламентами этих стран.
История референдума в ХХ столетии прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения, о возрастании применения всенародного голосования при решении важных вопросов как общенационального, так и местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения местных вопросов. Так, в Соединенных Штатах Америки все штаты, кроме Делавера, имеют в своем законодательстве положения о референдуме, и в 49 штатах изменения в местных конституциях должны быть одобрены на референдуме. Конституции 22 штатов содержат положения, согласно которым по требованию 5 % избирателей одобренный легислатурой штата законопроект должен быть утвержден на референдуме.
Референдарные законы, вносящие поправки в конституцию и принимаемые всеобщим голосованием (референдумом) также характерны именно для Франции. Самый важный закон такого рода был утвержден на референдуме 1962 г. - он установил порядок избрания Президента Республики всенародным голосованием. В результате референдума 2000 г. срок полномочий Президента был сокращен с 7 до 5 лет.
Лидером среди стран мира по частоте проведения референдумов и простоте законодательства в этом отношении является Швейцария. Интеграция стран Европы в Европейский союз также дала мощный импульс развитию законодательной базы и практики проведения референдумов, так как вопросы установления единой валюты, единых властных органов, изменения визового режима и пр. требовали проведения национальных плебисцитов. В последние годы общенациональные референдумы прошли в Канаде, Великобритании, Ирландии, Франции, Дании. В Южно-Африканской республике на референдуме был решен вопрос об отмене режима апартеида. Референдум в Таджикистане, проведенный с участием международных наблюдателей, положил конец гражданской войне.
Глобализационные процессы, происходящие в мире в последние годы, придали особую актуальность референдумам как формам прямой демократии, непосредственного изъявления воли населения, которая, по мнению многих американских и европейских политологов, должна частично заменить ныне действующую систему представительной демократии, отделяющей государство от гражданина и власть от ее источника. Особую роль в этом процессе призваны сыграть электронные средства связи и Интернет, обеспечивающие, при соответствующем уровне экономического развития страны, техническую возможность учета мнения каждого гражданина по любому актуальному вопросу жизни общества.