Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2004, апрель О внесении изменения в пункт 4 статьи 26.11 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 390444-3

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

     В соответствии со ст.2 Гражданского Кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут участвовать в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Учитывая особый статус указанных лиц, установление особого порядка их участия в гражданских правоотношениях, возможность принятия специальных норм, регламентирующих особенности их участия в гражданских правоотношениях (п.2 ст.124 ГК РФ), а также ряд иных особенностей, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в рамках современного законодательства могут рассматриваться как особая группа субъектов гражданских правоотношений (публично-правовые образования) наряду с традиционным разделением указанных субъектов на физические и юридические лица.
    Порядок участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях закреплен в главе 5 Гражданского Кодекса РФ. При этом правовой статус указанных субъектов характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых мы полагаем следующие:
    1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях от собственного имени, но представляют при этом не частный, а публичный интерес; конечной целью их участия в гражданских правоотношениях является удовлетворение интересов определенной группы людей (граждан Российской Федерации, населения отдельного субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
    2) публичные собственники в законодательном порядке в ряде случаев имеют возможность самостоятельно устанавливать для себя правила поведения как собственника (Российская Федерация и, в определенных рамках, субъекты Российской Федерации, - путем установления норм гражданского законодательства);
    3) публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо в лице иных органов государственного управления, местного самоуправления, юридических и физических лиц - на основании специальных поручений;
    4) публично-правовые образования вправе наделять вещными правами на имущество, находящееся в их собственности, создаваемые ими юридические лица (унитарные и казенные предприятия, учреждения);
    5) публично-правовые образования могут выступать носителями права собственности на отдельные категории объектов гражданских правоотношений, изъятых либо ограниченных в гражданском обороте (объекты, которые могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).
    В последние годы Правительством Российской Федерации уделено серьезное внимание вопросам формирования системы управления федеральным имуществом и повышения эффективности его использования. Только в 2003 году вопросы управления федеральной собственностью и ее приватизации рассматривалась на заседаниях Правительства Российской Федерации трижды.
    Принятыми Правительством Российской Федерации решениями, в том числе в развитие Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, определена стратегия формирования системы управления федеральным имуществом на современном этапе.
    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.98 696 "О порядке учета федерального имущества и ведении реестра федерального имущества" и принятыми в развитие ведомственными и межведомственными нормативными актами налажен учет федерального имущества.
    Указанные нормативные правовые акты позволили создать систему учета федерального имущества, позволяющую полно и достоверно отражать в реестре сведения об объектах федерального имущества, а также своевременно выполнять не только учетную функцию, но и служить основой для выработки управленческих решений по использованию этого имущества и его приватизации.
    Аналогичный порядок учета государственного и муниципального имущества установлен практически всеми субъектами Российской Федерации и большинством муниципальных образований. Заложена основа единой системы учета государственного и муниципального имущества, построенной на общих методологических принципах.
    В настоящее время Минимуществом России при совершенствовании системы учета федерального имущества и ведения реестра прорабатываются в рамках действующего постановления Правительства Российской Федерации:
    технологии учета имущества казны Российской Федерации;
    порядок представления реестра федерального имущества как целостной информационной системы, а также ее частей;
    вопросы ведения закрытой базы данных федерального имущества, сведения о котором составляют государственную тайну.