АЗ, 2004, апрель О внесении изменения в пункт 4 статьи 26.11 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 390444-3
Управление казенным имуществом в современных условиях осуществляется в условиях крайне скудной правовой регламентации общего порядка управления публичной собственностью в Российской Федерации. Немногочисленные нормативные правовые акты (в основном это постановления Правительства Российской Федерации, Указы Президента России и ведомственные нормативные правовые акты), действующие в сфере управления государственной и муниципальной собственностью, большей частью построены без учета реального разделения публичной собственности на имущество, переданное в хозяйственное ведение и оперативное управление юридических лиц, и казенное имущество. Между тем, на наш взгляд, создание механизма управления публичной собственностью невозможно без четкого методологического разделения правового режима указанных групп имущества и пересмотра с учетом этого системы действующего законодательства в области управления публичной собственностью.
Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления казенным имуществом влечет за собой неурегулированность соответствующей группы гражданско-правовых отношений, однако не отменяет существования указанных правоотношений. В настоящее время публично-правовые образования являются собственниками значительного количества объектов казенного имущества. Это: объекты недвижимости, не переданные в хозяйственное ведение и оперативное управление (включая коммерческую недвижимость, жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры), ценные бумаги, приобретенные в результате приватизации унитарных предприятий, обязательственные права, приобретенные публичными субъектами в результате участия в формировании имущества коммерческих организаций, природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности, и множество других объектов. Пробелы федерального законодательства пытаются заполнить акты нормотворчества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Именно на этом уровне в настоящее время наиболее активно ведутся исследования правовой и экономической природы казенного имущества, проводятся эксперименты, направленные на выявление наиболее эффективных механизмов управления казенным имуществом, принимаются соответствующие нормативные правовые акты.
По итогам исследования указанного опыта среди наиболее сложных проблем управления казенным имуществом, требующих скорейшей правовой регламентации на федеральном уровне, среди которых - делегирование полномочий по управлению казенным имуществом и финансовое обеспечение бремени содержания казенного имущества, можно выделить и порядок учета казенного имущества.
Порядок учета федерального имущества в настоящее время регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества".
В соответствии с п.3 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного названным постановлением, объектами учета реестра являются:
а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;
в) федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;
г) находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;
д) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.
Учет федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящегося в федеральной собственности предприятия в целом как имущественного комплекса (пункт "в"), не представляет особенных проблем, поскольку основывается на данных бухгалтерского учета юридических лиц, являющихся титульными владельцами переданного имущества.
Основную проблему представляет учет имущества, названного в пунктах "г" и "д" пункта 3 Положения, в силу следующих причин.
Действующие нормативные правовые акты о порядке учета федерального имущества недостаточно четко регламентируют порядок учета изменения стоимости казенного имущества. В соответствии с ч.3 п.17 Положения, учет изменения стоимости государственного имущества производится на основании бухгалтерской отчетности юридических лиц, являющихся держателями свидетельства о внесении объекта учета в реестр федерального имущества. Бухгалтерская отчетность юридических лиц ведется в порядке, определенном нормами Федерального закона от 21 ноября 1996 года 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с п.1 ст.4 указанного Закона, его действие распространяется на организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Таким образом, нормы указанного закона не применимы к отношениям, связанным с обеспечением учета казенного имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальных образований. Следовательно, учет изменения стоимости казенного имущества на основании бухгалтерской отчетности юридических лиц, являющихся держателями свидетельств о внесении в реестр федерального имущества, может рассматриваться в качестве временной меры, применимой лишь до принятия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок контроля изменения стоимости казенного имущества. При этом необходимым условием обеспечения эффективного управления объектами казны является разработка специального порядка учета изменения стоимости казенного имущества.
Существующая практика управления казенным имуществом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по-разному решает проблему обеспечения учета казенного имущества, в том числе учета изменения его стоимости. При этом можно выделить следующие способы решения указанной проблемы в нормах регионального и местного законодательства:
1) учет изменения стоимости казенного имущества производится по результатам сделок, заключаемых с объектом, либо в процессе периодически проводимой инвентаризации казенного имущества; при этом учет казенного имущества осуществляется в рамках ведения реестра имущества публичного субъекта (город Москва, Свердловская область, Красноярский край, город Новосибирск);
2) учет изменения стоимости казенного имущества производится на забалансовых счетах специализированных организаций, обеспечивающих сохранность и обслуживание объектов казенного имущества, в соответствии с правилами бухгалтерского учета (город Санкт-Петербург);
3) учет казенного имущества осуществляется в рамках ведения реестра имущества публичного субъекта, учет изменения стоимости объектов производится реестродержателем в соответствии с правилами бухгалтерского учета (город Челябинск);
4) казенное имущество отражается на забалансовом счете уполномоченного органа государственного управления (местного самоуправления) и на отдельном балансе лица, с которым заключается договор поручения на управление казенным имуществом публичного субъекта (город Чебоксары);
5) учет казенного имущества осуществляется на отдельном балансе специализированной организации, учрежденной собственником для обеспечения сохранности, содержания и обслуживания казенного имущества (Костромская область, город Томск).
Наиболее корректным с точки зрения действующего законодательства представляется осуществление учета казенного имущества, в том числе изменения его стоимости, в рамках ведения реестра имущества публичного субъекта. Отражение казенного имущества в бухгалтерской отчетности специализированных организаций, создаваемых собственником для обеспечения содержания казенного имущества, на наш взгляд, не в полной мере соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете. Учитывая отсутствие нормативных правовых документов, регламентирующих порядок учета изменения стоимости казенного имущества, полагаем возможным применение для этих целей законодательства о бухгалтерском учете - по аналогии, до принятия специальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок учета имущества публичных субъектов.
На основании вышеизложенного, в целях обеспечения единообразного учета имущества публично-правовых образований представляется необходимым принятие следующих мер:
а) пересмотр действующих нормативных правовых документов, регламентирующих порядок ведения реестра имущества публичных субъектов, с точки зрения разделения его на два самостоятельных раздела: реестра имущества, переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление учрежденных публично-правовыми образованиями организаций, и реестра казенного имущества публичного собственника;
б) разработка нормативных правовых документов, регламентирующих порядок учета изменения стоимости объектов казенного имущества, оценку их доходности, учета обязательств, возникающих у публичного собственника в связи с вовлечением казенного имущества в гражданский оборот, с целью формирования достоверной информации об имущественном положении публично-правового образования.
Необходимо признать, что названные проблемы большей частью касаются имущества, составляющего так называемый "коммерческий" блок государственной (муниципальной) казны, одной из целей сохранения которого в государственной (муниципальной) собственности является обеспечение внебюджетных доходов соответствующих бюджетов.
Нуждаются в самостоятельном изучении проблемы оптимизации количества объектов государственной (муниципальной) казны, определения критериев сохранения тех или иных объектов в государственной и муниципальной собственности без передачи вещных прав на них тем или иным организациям, анализа экономической эффективности вовлечения казенного имущества в гражданский оборот. Интересна проблема определения правового статуса земель, закрепляемых за казенными объектами недвижимого имущества.
Принимая на себя бремя правового статуса равноправного участника гражданско-правовых отношений, публично-правовые образования оказываются перед необходимостью решения целого ряда связанных с этим экономических, правовых, социальных и иных проблем. На наш взгляд, их конструктивное решение возможно исключительно сквозь призму осознания понятия баланса имущественных активов и пассивов государства.
и муниципального имущества в Российской Федерации
Действующее уже более 10 лет постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 3020-1 О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность в настоящее время не только вошло в противоречие с Гражданским кодексом РФ и рядом других федеральных законов, но и не отражает современного представления о месте и роли публичной собственности в государстве. Будучи одним из первых законодательных актов в постсоциалистической России, оно разграничивало государственную собственность между тремя уровнями публичной власти без увязки с разграничением между теми же уровнями публичных функций.
В свете задач, поставленных Президентом РФ Послании к Федеральному Собранию РФ о проведении анализа ныне реализуемых государственных функций, сокращении избыточных и оставлении только необходимых функций , следует радикально изменить подход к порядку формирования и распоряжения публичной собственностью. Должен быть произведен анализ законодательства в сфере наделения всех уровней публичной власти публичными полномочиями. Результатом анализа должен стать отказ всех уровней публичной власти от осуществления несвойственных или излишних полномочий и видов деятельности. Полномочия всех уровней публичной власти определены Конституцией РФ и должны быть четко конкретизированы в федеральных законах. Таким образом, ни один уровень публичной власти, будь то Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование не должен осуществлять функции, выходящие за пределы его компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами, при этом субъекты РФ и муниципальные образования не вправе своими нормативными актами произвольно расширять или сужать свои функции.
Исходя из изложенного, все уровни публичной власти должны формировать свою собственность исключительно для осуществления функций, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами. Все иное имущество является излишним и подлежит либо безвозмездной передаче на уровень публичной власти, на который возложено осуществление соответствующих функций, либо должно быть приватизировано.
Государство, субъекты РФ и муниципальные образования по своей сути являются некоммерческими образованиями, созданными народом для осуществления публичных функций. Поэтому извлечение прибыли из своей деятельности не является для них определяющим. Это не исключает возмездности оказания ими некоторых публичных услуг. Однако критерием сохранения той или иной функции за публичным образованием является не ее прибыльность, а отнесение к видам деятельности, осуществление которых возложено Конституцией РФ и федеральными законами исключительно на соответствующий уровень публичной власти.
Основываясь на изложенном концептуальном подходе, разработан проект федерального закона О государственном и муниципальном имуществе .
Данный законопроект разработан в соответствии с концепцией, утвержденной Комиссией при Президенте РФ по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (поручения Президента РФ от 06.07.2002 Пр-1180, от 06.11.2002 Пр-1973ГС, от 27.12.2002 Пр-2273; Поручения Председателя Правительства РФ от 09.07.2002 МК-П11-10002, от 11.11.2002 МК-П11-15953, от 05.01.2003 МК-П11-00069).
Проектом определено, что исключительно федеральными законами регулируется порядок отнесения имущества к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, а также к собственности муниципальных образований и его учета, особенности участия в имущественных отношениях Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, особенности приобретения и прекращения публичными образованиями прав собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.
Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, как и любые другие собственники, должны обладать полной информацией об объеме принадлежащего им имущества, причем не только в статичном выражении, но и обладать информацией о его движении. Для этих целей законопроектом определен порядок ведения Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями специализированного учета государственного имущества и имущественных прав, принадлежащих соответственно Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Согласно новой концепции, специальный учет государственного и муниципального имущества - это описание и индивидуализация государственного и муниципального имущества в реестрах данного имущества с использованием таких характеристик, которые позволяют подтвердить его отнесение к государственной или муниципальной собственности и закрепление за соответствующими правообладателями.
Объектом учета является государственное и муниципальное имущество, в том числе:
а) имущество, принадлежащее соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию и не закрепленное на праве оперативного управления, в том числе земельные участки, участки недр, результаты интеллектуальной деятельности;
б) имущество, закрепленное на праве оперативного управления за казенным предприятием или государственным и муниципальным учреждением в целом как имущественный комплекс.
Классификация объектов учета государственного или муниципального имущества предполагает отнесение объектов учета к той или иной группе по критериям, устанавливаемым в соответствии с новой концепцией, и принятыми в соответствии с новым законом иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и должно обеспечить сопоставимость показателей реестра имущества.
Она будет основана на делении государственного и муниципального имущества на имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности и иное государственное или муниципальное имущество (имущество, предназначенное для коммерческого использования) и будет включать:
классификацию объектов учета по виду имущества;
классификацию объектов учета по их правообладателю;
территориальную классификацию объектов учета;
ведомственную классификацию объектов учета.