АЗ, 2004, апрель О внесении изменения в пункт 4 статьи 26.11 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 390444-3
Законопроектом предусматривается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать собственные законы и иные нормативные правовые акты в области определения порядка учета имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации. В связи с этим следует иметь в виду, что статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает единую федеральную систему регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок государственной регистрации, а также кадастрового и технического учета недвижимого имущества установлен Федеральным законом О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним .
Наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества в случаях, предусмотренных федеральным законом (см. пункт 2 статьи 131, пункт 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, установление порядка учета недвижимого имущества находится в компетенции Российской Федерации (статья 131 Гражданского кодекса, пункт 1 статьи 3 Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ). Кроме того, указанный Федеральный закон устанавливает единый порядок регистрации и учета недвижимого имущества на всей территории Российской Федерации, имея в виду, что учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действует на территории именуемой регистрационным округом. Регистрационные округа создаются субъектами Российской Федерации в границах, как правило, совпадающих с границами административно-территориальных единиц. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа (см. абзац седьмой статьи 1, пункт 4 статьи 2 Федерального закона). При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные органы (организации), осуществляющие государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, обязаны предоставлять такие сведения правообладателям и учреждениям юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 статьи 8 Федерального закона).
В связи с вышеизложенным Правовое управление Аппарата Государственной Думы РФ рекомендовало дополнительно обсудить концепцию проекта.
В Правительстве Российской Федерации также был рассмотрен указанный проект федерального закона. В его официальном отзыве было отмечено, что в соответствии со статьей 72 (подпункт "г" пункта 1) Конституции Российской Федерации вопросы разграничения государственной собственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Действующая редакция Федерального закона не ограничивает право субъектов Российской Федерации по самостоятельному регулированию проведения учета государственного имущества субъектов Российской Федерации, в том числе в части ведения реестров указанного имущества.
По мнению авторов законопроекта, порядок учета имущества неразрывно связан с управлением и распоряжением имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, что относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в пункте 1 статьи 26.12 Федерального закона устанавливается положение о самостоятельном управлении и распоряжении органами государственной власти субъекта Российской Федерации имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Предлагаемое изменение пункта 4 статьи 26.11 Федерального закона не вполне вписывается в его содержание, так как в целом статья и этот пункт посвящены регулированию общих для всех субъектов Российской Федерации правоотношений, связанных со статусом имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации. Регламентация же нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации отношений, связанных с учетом имущества, находящегося в собственности отдельно взятого субъекта Российской Федерации, не может быть отнесена к такого рода регулированию.
Также данное нововведение не является целесообразным, поскольку может нарушить единообразие учета имущества, бухгалтерского учета, а также затруднить обмен и получение статистической информации.
Кроме того, до вступления силу пункта 4 статьи 26.11 Федерального закона внесение в нее изменений представляется преждевременным.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддержало представленный законопроект.
В этой связи напомним, что весной 2004 года в Государственной Думе РФ ожидается внесение проекта федерального закона О государственном и муниципальном имуществе , разработанного рабочей группой, созданной Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ, а его предполагаемое принятие и реализация станет вторым этапом муниципальной реформы.
Законопроект имеет рамочный характер и направлен на то, чтобы у власти осталось столько имущества, сколько необходимо для осуществления властных полномочий. Он предусматривает выведение из собственности государственных и муниципальных органов власти, в частности, бизнес-центры и другие коммерческие предприятия, которые стали источником неналоговых доходов. Органам исполнительной власти "оставят" школы, площади и другие объекты, непосредственно связанные с исполнением властных полномочий.
До принятия этого законопроекта изменения в действующее законодательство, регламентирующее сферу разграничения полномочий государственных органов в вопросе учета государственного имущества представляются нежелательными. А поправка, предлагаемая Законодательной Думой Хабаровского края во внесенном законопроекте, противоречит положениям концепции, направленной на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ России нужно быть сильной и конкурентноспособной в области имущественных отношений.