Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, декабрь О несостоятельности (банкротстве)


4. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые по делам о несостоятельности

     
     Впервые уголовная ответственность за подобные преступления была введена в ст.ст. 195-197 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее  -УК РФ) от 24 мая 1996 г. Основой для определения составов преступлений, формулирования признаков банкротства, определения субъектного состава явился Закон 1992 г. И вплоть до настоящего времени статьи 195 (неправомерные действия при банкротстве), 196 (преднамеренное банкротство) и 197 (фиктивное банкротство) УК РФ не претерпели каких-либо принципиальных изменений, несмотря на радикальное изменение как гражданского законодательства, так и законодательства о несостоятельности.
    Представители правоохранительных органов, Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству и судов едины в своем мнении о том, что с принятием новых законов о несостоятельности (банкротстве) (Закон 1998 г. и Закон 2002 г.), основанных на новейшем законодательстве, устаревшие нормы УК РФ фактически неприменимы на практике, поскольку к недочетам юридико-технического характера указанных норм добавилось несоответствие норм уголовного права нормам гражданского права. Так, к лицам, подлежащим уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, УК РФ относит руководителя и (или) собственника коммерческой организации. Однако с вступлением в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в 2005 г. учредители (участники) коммерческих организаций (за исключением казенных предприятий) обладают лишь обязательственными правами в отношении таких организаций и собственниками не являются. Кроме того, Законом 1998 г. и 2002 г. перечень лиц, в отношении которых может быть возбуждено дело о банкротстве, был расширен за счет некоммерческих организаций - следовательно, руководитель, например, благотворительного фонда не подпадает под действие указанных статей УК РФ, даже если он совершит противоправные действия.
    Случаи привлечения виновных лиц к ответственности по суду за преднамеренное (фиктивное) банкротство единичны в связи с отсутствием, в первую очередь, уголовного законодательства по вопросам несостоятельности, отвечающего современному уровню развития гражданского права в целом и законодательства о несостоятельности в частности.
    Возникновение уголовно-наказуемых деяний в среде, связанной с несостоятельностью (банкротством), - процесс объективный и неизбежный. Между тем, отсутствие должного правового регулирования в сфере уголовного законодательства, как минимум снижает эффективность применения норм законодательства о банкротстве. Как показывает мировой опыт, только комплексное правовое воздействие как гражданских отраслей права, так и уголовного права на отношения, связанные с несостоятельностью, является залогом эффективности регулирования вопросов несостоятельности. Таким образом, изменение уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере несостоятельности (банкротства), есть первостепенная необходимость для российского законодательства о несостоятельности.