Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, июнь Совершенствование законодательства в области борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией в Российской Федерации


3. Предлагаемые направления совершенствования нормативно-правовой базы

     Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в вопросах борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией нет универсального решения проблемы. Ее решение требует комплексного подхода, координации деятельности всех заинтересованных участников на национальном уровне.
     Опыт развитых стран показывает также, что из-за размытости формулировок российского законодательства, коррумпированности органов контроля эффективность применения предусмотренных законодательством мер снижается.
     Для укрепления нормативно-правовой базы целесообразно подготовить и внести,
    во-первых, изменения и дополнения в гражданское законодательство, предусматривающие введение перечня объектов интеллектуальной собственности, определение способов приобретения, прекращения и защиты исключительных прав, а также способов передачи и использования объектов интеллектуальной собственности и др.;
     во-вторых, уточнить определение понятия фальсифицированная продукция , ввести административную ответственность за транспортировку, хранение и распространение фальсифицированных товаров, в том числе лекарственных средств, за незаконные действия в отношении технических и программных средств защиты объектов авторского права и смежных прав и информации об обладателях авторских и смежных прав, за изготовление, импорт, распространение устройств, предназначенных для взлома технических средств защиты объектов авторских и смежных прав (новые статьи);
     в-третьих, оптимизировать порядок уничтожения конфискованных контрафактных товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, использованных для их производства.
    Представляется также необходимым подготовить и принять нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, определяющие:
порядок транспортировки, хранения, утилизации и уничтожения конфискованной контрафактной и фальсифицированной продукции;
контроль за изготовлением типографиями печатной и полиграфической продукции;
порядок проведения товароведческих экспертиз;
расположение мест декларирования и таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе оптических дисков.
     Следует обобщить судебную практику по делам о нарушениях прав на объекты интеллектуальной собственности в целях оптимизации подходов к рассмотрению как уголовных дел, так и дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности.
     Необходимо приблизить российское законодательство к существующим соглашениям по Техническим барьерам в торговле, Санитарным и фитосанитарным нормам, Соглашению по правилам происхождения, Соглашению по предотгрузочной инспекции и другим, включая гармонизацию государственных стандартов, санитарных правил и норм, ветеринарных правил и т.д.
     Кроме того, для устранения отдельных недостатков нормативно-правовой базы министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации предлагаются следующие меры:
    1. Правительство Вологодской области:
    1.1. Предусмотреть в разрабатываемых проектах Технических регламентов вопросы:
    идентификации фальсифицированной и контрафактной продукции;
    положение о проведении экспертизы некачественной и опасной продукции, продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения.
    1.2. Установить единый порядок изъятия некачественной контрафактной и фальсифицированной продукции, а также - порядок хранения изъятого, передав полномочия по его принятию в соответствии с ч.9 ст.27.10 КоАП РФ от федеральных органов исполнительной власти Правительству РФ.
    1.3. Повысить экономическую, административную и уголовную ответственность за нелегальное производство, реализацию контрафактной и фальсифицированной продукции  и иные нарушения.
    1.4. Увеличить санкции за указанные нарушения:
-      по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ - от 10 до 30 МРОТ;
- по части 14.15  КоАП РФ - от 20 до 30 МРОТ.
    1.5. Разработать и внедрить надёжные методы идентификации подлинности продукции.
    1.6. Предусмотреть в разрабатываемых проектах федеральных законов методику исчисления ущерба за применение предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в РФ товарного знака, а также меры по усилению охраны государством наименования места происхождения товара.
    1.7. Внести в п.5 ст.28.7 КоАП РФ изменения, увеличивающие срок проведения административного расследования по делам, связанным с нарушением прав правообладателей.
    1.8. Наделить сотрудников милиции общественной безопасности правом проведения контрольной проверочной закупки.
    2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:
    2.1. Для улучшения контроля обращения лекарственных препаратов и защиты от подделок организовать маркировку вторичной упаковки лекарственных средств защитными идентификационными знаками с программным обеспечением содержащими информации о их идентификации и подлинности. С этой целью внести изменения в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон 86-ФЗ О лекарственных средствах .
    2.2. Внести дополнительные нормы в КоАП РФ и УК РФ, определяющие меру ответственности физических и юридических лиц за производство, реализацию и другие виды обращения фальсифицированных, контрафактных и некачественных лекарственных средств.
    2.3. Рассмотреть возможность продления срока действия системы обязательной  сертификации лекарственных средств до 1 января 2009 г.
     3. Федеральная налоговая служба: принять нормативный акт, запрещающий производство и реализацию автомобильных бензинов, полученных путём смешения разных марок нефтепродуктов.
    4. Федеральная таможенная служба:
    4.1. Скорректировать нормы Таможенного кодекса с целью расширения полномочий таможенных органов по приостановлению выпуска подозрительных с точки зрения контрафакции товаров по инициативе таможенных органов без обращения правообладателей.
    4.2. Внести изменения в КоАП РФ в части уничтожения предметов правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков, аналогично требованиям по уничтожению конфискованных экземпляров произведений и фонограмм (часть 3 ст. 32.4 КоАП РФ).
     5. Министерство внутренних дел Российской Федерации:
    5.1. Внести изменения в ст.25 УПК РФ, исключающие прекращение уголовных дел по преступлениям, совершенным в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности за примирением сторон (ст.ст. 146 и 180 УК РФ), так как фальсифицированная продукция наносит ущерб не только правообладателям, но и потребителям, и государству.
    5.2. Ужесточить порядок выдачи лицензий на производство оптических носителей информации. Осуществлять выдачу лицензий только собственникам оборудования (  в настоящее время оборудование для производства контрафактной продукции принадлежит, как правило, вторым и третьим лицам. В соответствии со ст. 81 УПК РФ такое оборудование, если оно принадлежит другому лицу и если последнее не знало о намерении обвиняемого использовать это оборудование для совершения преступления, должно быть возвращено законному владельцу).
    5.3. Ввести обязательную маркировку зеркальных частей пресс-форм для производства компакт-дисков в целях недопущения выпуска немаркированной или контрафактной продукции.
     5.4. Внести изменения в ст. 137 и 183 УК РФ, предусмотрев в ч.2 ст. 137 наказание в виде лишения свободы на срок от 1 до 3 лет, в ч.2 ст. 183 УК РФ лишение свободы на срок до 5 лет и в ч.3 ст. 183 УК РФ лишение свободы до 7 лет.
    5.5. Дополнить перечень лицензируемых видов деятельности, предусмотренных ст.17 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности типографской и полиграфической деятельностью (из-за отсутствия системы контроля на типографиях выпускается полиграфия, предназначенная для упаковки контрафактных товаров, принимаются заказы на изготовление поддельных акцизных марок, бланков строгой отчётности различных государственных и контролирующих органов).