Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, февраль О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации


Заключение


     В настоящее время государство сосредоточивает свои усилия по обеспечению безопасности и качества продукции только на контроле характеристик готовой продукции. Как показывает опыт развитых стран, этого далеко недостаточно.
     Меры борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией могут быть эффективны только тогда, когда, в результате их принятия, затраты на производство такой продукции будут сопоставимы с затратами на производство продукции у правообладателей. При этом должна существовать развитая система обратной связи для контроля идентификации подлинности продукта инспектирующими инстанциями. Такие средства могут заставить производителей контрафактной и фальсифицированной продукции нести расходы, сравнимые с расходами владельцев прав на легальный товар, и свести на нет выгоду от контрафактной торговли. В этих целях необходимо расширить применение штрихового кодирования, голографической маркировки товаров или введение полного идентификационного кода каждой единицы продукта.
    В зарубежном законодательстве особое внимание обращается на требования к информации о  подлинном происхождении продукта, регионе его производства, его натуральности и на связанные с этим специфические требования к условиям производства и контроля. Этот вопрос актуален и для России. Целесообразно рассмотреть вопрос о введении таких же норм в технические регламенты при их подготовке, что способствовало бы усилению защиты товарных знаков российских товаров.
    Для усиления защиты отечественного рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции необходимо продолжить работу по совершенствованию российского законодательства, ужесточить систему наказаний и штрафов за незаконные использование товарного знака, повысить эффективность и оперативность судебного производства в случаях нарушений действующего законодательства.
     Как показывает отечественный и зарубежный опыт, проблему защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции невозможно решить за счет разрозненных усилий правоохранительных органов и отдельных правообладателей. Необходимо объединение усилий бизнеса, различных органов власти и потребительских организаций на основе общенациональной программы борьбы с этим явлением. Целью программы должно стать снижение в среднесрочной перспективе уровня присутствия контрафактной и фальсифицированной продукции на российском рынке до уровня, характерного для потребительского рынка ЕС. Одной из важных составляющих формирования и реализации такой программы должны стать правообладатели, которые могут, во-первых, общими усилиями обеспечить тотальный контроль подлинности реализуемой на потребительском рынке продукции и, во-вторых, стимулировать участников рынка к отказу от участия в обороте контрафактной и фальсифицированной продукции.
    Для обеспечения высокой эффективности рыночного контроля подлинности продукции необходимо, чтобы была гарантирована неотвратимость применения к правонарушителям предусмотренных законодательством санкций. Последнее требует формирования правильно мотивированного, компетентного и рационально организованного взаимодействия между всеми звеньями механизма выявления и пресечения контрафактной и фальсифицированной продукции и наказания нарушителей: мобильными группами рыночного контроля, милицией общественной безопасности, подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, органами прокуратуры и судами.