Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, февраль О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации


4. Предлагаемые меры

     
     Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в вопросах борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией нет универсального решения проблемы. Ее решение требует комплексного подхода, координации деятельности всех заинтересованных участников на национальном уровне.
     Опыт развитых стран показывает также, что из-за размытости формулировок российского законодательства, коррумпированности органов контроля эффективность применения предусмотренных законодательством мер снижается.
     Для укрепления нормативно-правовой базы целесообразно подготовить и внести,
    во-первых, изменения и дополнения в гражданское законодательство, предусматривающие введение перечня объектов интеллектуальной собственности, определение способов приобретения, прекращения и защиты исключительных прав, а также способов передачи и использования объектов интеллектуальной собственности и др.;
     во-вторых, уточнить определение понятия фальсифицированная продукция , ввести административную ответственность за транспортировку, хранение и распространение фальсифицированных товаров, в том числе лекарственных средств, за незаконные действия в отношении технических и программных средств защиты объектов авторского права и смежных прав и информации об обладателях авторских и смежных прав, за изготовление, импорт, распространение устройств, предназначенных для взлома технических средств защиты объектов авторских и смежных прав (новые статьи);
     в-третьих, оптимизировать порядок уничтожения конфискованных контрафактных товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, использованных для их производства.
    Представляется также необходимым подготовить и принять нормативные правовые акты Правительства РФ, определяющие:
порядок транспортировки, хранения, утилизации и уничтожения конфискованной контрафактной и фальсифицированной продукции;
контроль за изготовлением типографиями печатной и полиграфической продукции;
порядок проведения товароведческих экспертиз;
расположение мест декларирования и таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе оптических дисков.
     Следует обобщить судебную практику по делам о нарушениях прав на объекты интеллектуальной собственности в целях оптимизации подходов к рассмотрению как уголовных дел, так и дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности.
     Необходимо приблизить российское законодательство к существующим соглашениям по Техническим барьерам в торговле, Санитарным и фитосанитарным нормам, Соглашению по правилам происхождения, Соглашению по предотгрузочной инспекции и другим, включая гармонизацию государственных стандартов, санитарных правил и норм, ветеринарных правил и т.д.