Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, февраль О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации


3. Зарубежный опыт

     
     Проблемы защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции приобрели глобальный характер, что связано с широкими масштабами распространения этого явления. Так, с 1998 г. по 2004 г. количество контрафактной продукции, задержанной таможенниками ЕС, выросло на 1000%, а в США - утроилось. По данным Всемирной организации таможенных служб, пиратская и контрафактная продукция составляет в среднем 7%-9% всей мировой торговли компакт-дисками. Поэтому борьба с контрафактной продукцией является одной из тех областей, где между странами Запада наличествует практически полное единодушие. По мнению руководства этих стран, растущие в глобальном масштабе "пиратство" и контрафактная продукция ставят под угрозу развитие ряда высокотехнологичных отраслей промышленности, а также здоровье и безопасность потребителей в развитых странах и за их пределами, являются опасными, экономически вредными и нуждающимися в безусловном искоренении явлениями.
    Увеличение торговли на мировом рынке контрафактной и фальсифицированной продукцией и товарами привело к разработке членами ВТО в итоге Уругвайского раунда переговоров принципиально нового документа - Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно содержит комплекс взаимосвязанных требований законодательного, правоприменительного и организационного характера, направленных на прекращение производства и сбыта таких товаров. Особенность Соглашения состоит в том, что в нем большое внимание обращается на обеспечение выполнения этих требований. В соответствии с Соглашением от членов ВТО требуется принятие законодательства по охране прав интеллектуальной собственности, позволяющего прибегать к эффективным действиям против любых нарушений этих прав, включая срочные меры для предотвращения нарушений и противодействия дальнейшим нарушениям прав.
    В Соглашении имеется специальная статья 61 - Уголовные процедуры , где говорится, что члены ВТО предусматривают уголовные процедуры и штрафы, которые применяются в случаях намеренной подделки товарных знаков или нарушений авторского права, совершаемых в коммерческих масштабах.  Меры пресечения включают тюремное заключение, денежные штрафы, достаточные по сравнению с другими преступлениями подобной тяжести, чтобы предотвратить нарушение прав. В надлежащих случаях меры пресечения включают наложение ареста, конфискацию или уничтожение контрафактных товаров и любых материалов и орудий производства, которые использовались при совершении правонарушений.
    С целью повышения эффективности борьбы в контрафактом в прошлом году США и страны ЕС договорились ужесточать законодательство, направленное на борьбу с пиратством, усилить сотрудничество в этой области, а также поддерживать и развивать деятельность организаций, защищающих права интеллектуальной собственности в третьих странах. Ими планируется реализация  следующих конкретных мер:
    - расширение публикаций, а также повышение качества аналитических материалов, посвященных исследованиям глубинных тенденций, проблем и мер, применяемых как в рамках отдельных стран, так и на международном уровне;
    - разработка и соблюдение законодательства, правил и/или процедур с целью более эффективного применения правовых норм в сфере интеллектуальной собственности, там, где это является необходимым - например, в случае конфискации и задержания контрафактных товаров, уничтожения подобных товаров и оборудования, использовавшегося для их производства. Использование в правоприменительной практике в сфере интеллектуальной собственности четких, прозрачных и предсказуемых процедур и руководящих принципов;
    - улучшение координации стратегий по борьбе с преступлениями в сфере торговли контрафактной и фальсифицированной продукцией, а также повышение согласованности действий  между правоохранительными органами, включая совместный анализ рисков, обмен лучшей практикой, совершенствование существующего сотрудничества на межгосударственных границах, а также между правительствами и частным сектором;
    - повышение информированности официальных лиц и общественности относительно риска здоровью людей, а также размеров экономического ущерба, причиняемых в результате распространения преступными группами контрафактной и фальсифицированной продукции;
    - более тесное сотрудничество с партнерами из развивающихся стран с целью укрепления их национального законодательства, создания и  содействия в совершенствовании потенциала правоохранительных органов в сфере борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией посредством обмена лучшей практикой, обучения персонала, оказания технического содействия для достижения наших общих целей по содействию развитию.
    Реализуя эти меры США и ЕС договорились об усилении контроля за "пиратством" и контрафактной продукцией в мире, включая укрепление юридических оснований для изъятия подобного рода товаров, "уничтожение контрафактных товаров, а также оборудования и материалов", использованных при их производстве.
     Стороны также договорились установить неформальные механизмы для обмена мнениями между экспертами в области прав интеллектуальной собственности, таможни и правоохранительной деятельности в целях нахождения наилучших способов по решению проблемы контрафактной продукции в третьих странах.

США


     По официальным данным торгового представительства США, американская экономика теряет из-за продажи контрафактной продукции более 40 млрд долл. в год, в частности, убытки американской стороны от продажи в Китае такой продукции оцениваются в 3,8 млрд долл. в год.
     С целью повышения эффективности борьбы  с контрафактной продукцией правительство США ввело в практику составление ежегодного черного списка зарубежных компаний, выпускающих контрафактную продукцию. В этот список попадают зарубежные фирмы и компании, не только участвующие в выпуске контрафактной продукции, но и занимающиеся ее реализацией.
     Ими инициирована новая международная инициатива под названием Стратегия, нацеленная против организованного пиратства (STOP). В рамках этой стратегии США в самое ближайшее время намерены расширить взаимодействие с зарубежными правительствами и деловыми кругами для усиления борьбы с контрафактной продукцией. Она предусматривает резкое усиление таможенного контроля за поступающей импортной продукцией, меры по уничтожению преступных сетей, занимающихся бизнесом за счет нарушения прав интеллектуальной собственности, пресечение торговли контрафактной продукцией, а также защиту прав производителей американских товаров за рубежом.
    

Европейский союз (ЕС)


      По оценкам Антиконтрафактной группы Великобритании (ACG) продажи контрафактной и фальсифицированной продукции приводят к ежегодным потерям до 40 млрд. фунтов стерлингов в рамках Европейского Союза.
     Правовое регулирование защиты авторских прав осуществляется на территории ЕС как общеевропейскими директивами, так и внутригосударственными нормативными актами.
    Директивы ЕС регулируют защиту интеллектуальной собственности при импорте товаров на территорию стран-членов ЕС из третьих стран, нормативные акты государств-членов ЕС определяют дополнительные меры, принимаемые этими странами.
    Основным нормативным документом в этой сфере являются Директива 2004/48/EG О защите прав на интеллектуальную собственность , которой определены меры по предотвращению нарушения прав интеллектуальной собственности, меры в отношении товаров с фальсифицированными товарными знаками, меры уголовной ответственности.
    В ряде стран в структуре таможенных органов созданы специальные подразделения по борьбе с нарушениями интеллектуальной собственности. Например, в Германии - Центральное таможенное управление по защите прав на интеллектуальную собственность, которое координирует процесс изъятия контрафактной продукции на границе на основании соответствующего акта ЕС.
     Данный процесс инициируется на основании заявления правообладателя. При этом правообладатель должен предоставить сведения о своем праве на интеллектуальную собственность, а также сведения об установленных или предполагаемых правонарушениях.
    При возникновении подозрения в контрафактности товара в ходе досмотра соответствующие товары изымаются для проведения повторной экспертизы. Правообладателя немедленно информируют о данном факте.
    Если правообладатель не подал заявления, таможенный орган уполномочен по собственной инициативе наложить арест на товар при наличии достаточных оснований для подозрения в нарушении прав на интеллектуальную собственность.
    Случаи уголовного преследования пока немногочисленны. Они применяются при  производстве контрафактной продукции в промышленных масштабах. Состав преступления образуется только для действий в рамках так называемого торгового оборота т.е. для действий, осуществленных в связи с осуществлением какой-либо коммерческой деятельности. Преступление считается совершенным, если товарный знак был использован даже однократно. Покушение на совершение преступления также является уголовно наказуемым. Дополнительная ответственность наступает, если преступник намеревался путем неоднократного нарушения права на товарный знак получать постоянный доход в течение длительного промежутка времени.
    В качестве меры наказания предусматривается денежный штраф или наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет, при совершении преступлений в виде промысла - до 5 лет. В качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация товара, а также публичное оглашение приговора.

     Следует отметить, что законодательство ЕС не устанавливает наказания за торговлю фальсифицированной продукцией, а лишь фиксирует типы правонарушений: изготовление и сбыт такой продукции. Конкретные санкции к нарушителям определяются в законодательстве стран, входящих в ЕС, самостоятельно.

     В европейских странах с 1986 г. действует система добровольного контроля - Европейская система контроля качества пищевых продуктов (EQCS), заключены соглашения отраслевых ассоциаций с фирмами - производителями по контролю готового продукта и качества сырья.  В соответствии с соглашениями все фирмы должны производить проверку рисков при производстве продуктов питания, т.е. у них должна быть внедрена система анализа рисков в контрольных критических точках (ХАССП) и Кодекс устоявшейся практики. Фирма-производитель обязуется 2 раза в год принять инспекцию для контроля своей продукции. Кодекс устоявшейся практики является добровольным, но в случае подписания соглашения производитель обязан его соблюдать, т.е. осуществлять промышленный самоконтроль.
     Использование этого комплекса мер позволило, наряду с мерами по усилению таможенного контроля, значительно снизить долю контрафакта на продовольственных рынках ЕС.

     В настоящее время, реализуя договоренности в США, ЕС намерен ужесточить законодательство по борьбе с фальсифицированной продукцией. Разработанная экспертами Евросоюза программа предусматривает весьма жесткие санкции за торговлю фальсифицированной продукцией, вплоть до тюремного заключения. Согласно предложениям Еврокомиссии, уличенным в торговле поддельными товарами гражданам грозит тюремное заключение как минимум на четыре года. Кроме того, с нарушителей могут взыскать штраф в размере до 300 тыс. евро. Планируется установить наказания за смежные преступления: посягательство на нарушение прав интеллектуальной собственности, соучастие в производстве и торговле фальсифицированной продукцией и пособничество нарушителям.
    В случае одобрения странами-участницами европейского блока предложений Еврокомиссии новые правила должны вступить в силу в ближайшие два года.
     
Тайвань


     Правительство страны в последние годы предпринимает попытки избавить страну от репутации "королевства контрафактной продукции". Достичь поставленных целей планируется путем тесного сотрудничества государственных учреждений и частного сектора.
    Правительство Тайваня приняло меры по совершенствованию  законодательства об интеллектуальной собственности. Принят закон об авторских правах, согласно которому лица, незаконно тиражирующие защищенные авторским правом продукты, приговариваются к тюремному заключению на срок от 6 месяцев до 3 лет и выплачивают штраф в размере 250000 тайваньских долларов (7150 долл.). Распространители контрафактной продукции могут быть приговорены к лишению свободы на срок до 7 лет.
     Поправки в Гражданский кодекс позволяют владельцу авторских прав на программный продукт требовать компенсации в размере до 1 млн. тайваньских долларов (28602 долларов США), если он сумеет доказать факт материального ущерба, причиненного нарушением авторского права.
    Кроме того, Министерство финансов совместно со службой береговой охраны усилило в последние годы таможенный контроль в целях пресечения попыток ввоза и вывоза контрафактной продукции.
     Министерство образования начало обучение студентов по новой программе, в рамках которой будет рассказано о недопустимости использования контрафактного программного обеспечения.