Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, февраль О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации


2. Нерешенные вопросы

     
     Анализ отечественного опыта использования уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями в сфере авторских и смежных прав говорит о том, что за пять лет действия Уголовного кодекса РФ (УК РФ) число регистрируемых преступлений по ст. 146 УК РФ возросло в 2,7 раза, число выявленных нарушителей увеличилось в 4,7 раза, что говорит о наработке определенного опыта работы правоохранительных органов в этой области.
     Вместе с тем ряд вопросов, как свидетельствует правоприменительная практика, остается нерешеным.
     Одна из проблем заключается в том, что основная масса потребителей, располагающих низкими финансовыми возможностями, отдает предпочтение ценовым характеристикам продуктов и в значительно меньшей степени руководствуется товарным знаком, символизирующим их подлинность. Последнее является экономической причиной того, что нередки случаи, когда контрафактная и/или фальсифицированная продукция занимает доминирующее положение на рынке, вытесняя легальные товары.
     Ужесточение требований к качеству продукции со стороны контролирующих органов не приводит зачастую к сокращению объемов производства такой продукции из-за отсутствия достоверных методов их обнаружения, а также недостатков при применении нормативно-правовой базы.
    Малоэффективна действующая система административных штрафов, которые начисляются за продажу контрафактной или фальсифицированной продукции. Предельный штраф на практике во много раз меньше получаемой от этой незаконной деятельности прибыли, поэтому и производителям, и продавцам выгоднее платить административные штрафы, чем прекращать торговлю подобными товарами и продукцией.
     Статистика свидетельствует о том, что, несмотря на рост количества дел, возбуждаемых в отношении лиц, обвиняемых в производстве и сбыте контрафактной продукции, количество дел, доводимых до суда, относительно невелико, как и количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Осуждается лишь каждый пятый из числа выявленных лиц, совершивших подобные преступления. Так, в 2004 г. были осуждены: по статье 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав) - 204 человека, по статье 147 (нарушение изобретательских или патентных прав) - 3 человека, по статье 180 (незаконное использование предупредительной маркировки) - 9 человек.
     Административная ответственность установлена за следующие виды деятельности: ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм, если экземпляры произведений являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском и смежных правах. Но, нормы этой статьи недостаточно детализированы в отношении изготовления контрафактной продукции, что сужает диспозицию статьи и позволяет избежать ответственности ее изготовителям.
     Уголовный и Гражданский кодексы РФ не раскрывают понятия фальсифицированной продукции, ее определение содержится только в  специальных законах: Федеральном законе "О качестве и безопасности пищевых продуктов", который определяет фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия как пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной, и в Федеральном законе О лекарственных средствах , где дано определение незаконной копии лекарственных средств, под которой понимаются  лекарственные средства, поступившие в обращение с нарушением патентного законодательства Российской Федерации;.
    Анализ соотношения понятий "контрафактная" и "фальсифицированная" продукция свидетельствует о том, что контрафактная продукция всегда одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция (не соответствующая представленной о ней информации, с заведомо измененным составом) может не являться контрафактной. В итоге применение уголовной ответственности за производство и оборот фальсифицированной продукции, не являющейся контрафактной, затруднено, т.к. УК РФ не содержит статьи, устанавливающей ответственность именно за данное деяние. Единственная статья, которая могла быть применима в данной ситуации, - ст. 200 УК РФ "Обман потребителей" - утратила силу, после принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".
     Что касается применения мер административной ответственности при выявлении фальсифицированной продукции, то согласно КоАП РФ правонарушение может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 14.4, ст. 14.7 и 14.8. Но данные статьи распространяются на все случаи нарушений требований стандартов и обмана потребителей и не содержат в качестве необходимого дополнительного вида наказания конфискацию продукции, оборудования и материалов, используемых для ее производства. Кроме того, названные статьи не предусматривают ответственность за производство фальсифицированной продукции, тем самым позволяя избежать ответственности ее изготовителю.