Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, январь Российский рынок минеральных удобрений: текущее состояние, нормативно-правовое регулирование, возможные пути решения проблем

1. Государственное регулирование оборота минеральных удобрений в советский период

     Проблеме государственного регулирования оборота минеральных удобрений в советский период уделялось большое внимание. Приоритетной задачей государственного управления было обеспечение минеральными удобрениями сельского хозяйства.   
     Государство, осознавая значимость проблемы, создавало правовые, экономические и организационные условия для функционирования отрасли по производству удобрений и по созданию механизма их использования в сельском хозяйстве.  Ход выполнения этой задачи постоянно находился на контроле в ЦК КПСС и Совете Министров СССР.
    Большое значение для решения задачи обеспечения сельского хозяйства удобрениями  имели постановления Пленумов ЦК КПСС от 7 мая 1958 г. "Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства" и от 13 декабря 1963 г. - "Ускоренное развитие химической промышленности - важнейшее условие подъёма сельскохозяйственного производства и роста благосостояния народа".
    Научно-инженерное сопровождение производства и использования минеральных удобрений в сельском хозяйстве осуществлялось рядом всесоюзных научно-исследовательских институтов, которыми были разработаны научно обоснованные нормы применения минеральных удобрений, призванные обеспечить не только увеличение урожайности, но и улучшение качества сельскохозяйственной продукции, например, повышение содержания белка и улучшение его аминокислотного состава в зерне.
     В условиях действовавшей тогда административной системы хозяйствования на финансирование мероприятий по материально-техническому снабжению российского сельского хозяйства выделялось до 15 млрд. долл. в год. Кроме того в СССР цены на минеральные удобрения для колхозов устанавливались на 40% ниже, чем для промышленности.
    На основе научных рекомендаций и в соответствии с возможностями отрасли  Госпланом СССР разрабатывались и доводились до совхозов и колхозов планы по применению удобрений и пестицидов.
     Но, эффективность использования удобрений была низкой. Планы очень часто выполнялись лишь на бумаге, груды удобрений и пестицидов, которые, если судить по отчетности, должны были быть использованы на полях, на самом деле сваливались в лесополосах или на окраинах лесов.
     Тем не менее, в результате реализации упомянутых выше постановлений к 1975 г. СССР вышел на 1-е место по абсолютным размерам потребления минеральных удобрений. Потребление (поставка) минеральных удобрений в расчёте на 1 га пашни увеличилось с 28,4 кг в 1965 г. до 78,7 кг в 1976 г. (в пересчёте на 100% питательных веществ). Прибавка урожая зерновых на 1 т удобрений в 1965-1975 гг. составляла 4,3 т, хлопка-сырца - 3,8 т, сахарной свёклы - 29 т, картофеля - 26,5 т. Экономия текущих затрат за счёт прироста применения: минеральных удобрений и других химических средств в сельском хозяйстве оценивается в 3,4 млрд. руб.
    Пик развития отрасли пришелся на 1985 г., когда были загружены практически все имеющиеся мощности, а сельское хозяйство СССР получало около 17,3 миллиона тонн минеральных удобрений, в том числе Россия - 14 млн.т.

Таблица 1.

     Потребление минеральных удобрений в СССР под различные сельскохозяйственные культуры в 1975 г. (в пересчёте на 100% питательных веществ)

С.-х. культуры
Внесено удобрений на 1 га посевной площади, кг
Удобренная посевная площадь, в % к общей площади посева данной культуры
Хлопчатник
391
99,5
Сахарная свёкла (фабричная)
399
99,4
Зерновые культуры (без кукурузы)
42
48
Кукуруза на зерно
155
93
Картофель
254
93