Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2006, январь Российский рынок минеральных удобрений: текущее состояние, нормативно-правовое регулирование, возможные пути решения проблем


6. Цели государственного регулирования оборота минеральных удобрений в России

     По мнению ассоциации производителей минеральных удобрений в сложившихся условиях целью государственного регулирования рынка минеральных удобрений является создание торговых режимов и условий внешней торговли, стимулирующих рост поставок на внутренний рынок.
    Для выравнивания ценовой привлекательности международных и внутренних рынков с учетом более высоких рисков на внутреннем рынке по мнению ряда экспертов необходимо, с одной стороны, регулировать вывоз удобрений, с другой - стимулировать расширение спроса со стороны внутреннего рынка.
При решении этой задачи необходимо учитывать следующие факторы.
1.      Риски вложения средств в удобрения для сельхозпредприятий значительно выше, чем в закупку фуражного зерна, топлива, запчастей и техники, куда в первую очередь и расходуются собственные и кредитные средства. Использование удобрений рассматривается руководителями предприятий как вторичная мера.
2. Эффективность внесения удобрений зависит от своевременности и технологичности внесения. Ныне культура работы с удобрениями снизилась и хозяйства боятся вкладывать в них средства.
3. Использование удобрений должно находиться под контролем, поскольку оно влияет на экологическую чистоту продуктов питания. Работа со многими из них требует строго соблюдения мер безопасности. Необходима специализированная сеть продвижения этих товаров и контроля за их использованием.
    Для выравнивания ценовой привлекательности международного и внутреннего рынков необходимо повышать эффективность регулирования экспорта удобрений и стимулировать развитие внутреннего рынка.
    Рядом экспертов предлагается для решения первой задачи использовать механизм торговли экспортными квотами на аукционах. Квоты предлагается устанавливать Правительству РФ исходя из балансов на рынках азотных, фосфорных и калийных удобрений. Их приобретение должно давать право на экспорт определенного количества удобрений. Цена квот устанавливается рынком и при достаточно эффективном государственном регулировании может выровнять привлекательность продаж на внутреннем и внешнем рынках. Предпочтительнее использовать тарифные экспортные квоты, которые имеют те же достоинства, что и обычные, но являются более гибкими и допустимы с позиций ВТО.
    Кроме того, для расширения сбыта удобрений предлагается задействовать дополнительные механизмы государственного регулирования.
    До настоящего времени было опробовано два основных механизма стимулирования сбыта минеральных удобрений. Первым был применен механизм компенсации части стоимости удобрений сельскохозяйственным организациям. Затем его сменил механизм компенсации части затрат заводам, производящим удобрения (заводы-производители заключают контракты с Минсельхозом по рекомендованным ценам. Минсельхоз авансирует заводы, которые поставляют удобрения в хозяйства по цене на 40% ниже утвержденной. Поскольку у большинства хозяйств нет свободных средств, то за них платят посредники. Окончательные расчеты производятся после уборки урожая.
    Каждый из механизмов имеет свои достоинства и недостатки.
    К достоинствам механизма авансирования относятся:
    заводы конкурируют за право поставок удобрений в рамках договора с Минсельхозом России, что позволяет устанавливать достаточно выгодные цены поставки;
    они получают оборотные средства, необходимые для расширения производства, имеют четкие ориентиры в форме договоров;
    они постепенно становятся интеграторами, имеющими свои сети распределения и контроля за использованием выдаваемых товарных кредитов. У них появляется стимул к выдаче товарных кредитов и интеграции с предприятиями сельского хозяйства, что соответствует мировой практике;
    рынок имеет относительно немного участников и может стать достаточно прозрачным для государственного контроля за использованием средств.
     К недостаткам данного механизма относятся:
    отсутствие у заводов собственной распределительной сети, способной взять на себя кредитные риски;
    зависимость заводов и цен от действий монополистов;
    несмотря на полученный аванс заводы не идут на адекватное снижение цены, что снижает эффект от использования этого механизма.
    Достоинствами механизма компенсации являются:
    деньги получают непосредственно производители сельскохозяйственной продукции, и это позволяет расширять производство;
    снижается коррупция, возникающая при распределении денежных средств заводам-производителям.
    Его недостатки:
    способствует усилению влияния региональных и местных администраций на хозяйства, усиливает коррупцию на этом уровне;
    значительная часть прибыли оседает в руках посреднических структур, созданных при местных администрациях;
    хозяйства должны сначала оплатить всю сумму договора, а потом получить компенсацию. Этому препятствует недостаток оборотных средств.
    В связи с наличием у обоих механизмов существенных недостатков ряд специалистов предлагается механизм компенсации части процентной ставки по кредитам. Его суть в том, что при получении кредита, на который распространяется механизм компенсации процентной ставки, сельскохозяйственная организация будет должна потратить определенные средства на закупку минеральных удобрений. Преимуществами этого механизма являются:
    хозяйства сами получают кредиты и компенсацию;
    Компенсация позволяет привлечь до 4 руб. частных кредитных средств на 1 руб. бюджетных;
    решается проблема оборотных средств, две схемы государственной поддержки сводятся к одной, что облегчает контроль и уменьшает  коррупцию.
    В целом по оценке ассоциации производителей минеральных удобрений совершенствование государственного регулирования оборота минеральных могло бы обеспечить увеличение поставок минеральных удобрений отечественный сельхозпроизводителям в 2-2,5 раза в ближайшие годы.
    Кроме того, в связи с высоким износом основных фондов в химической промышленности (более 60 %, а их активной части - более 70 %) для решения в короткие сроки проблем технического перевооружения отрасли и повышения эффективности инвестиционной деятельности предлагается осуществить следующие меры:
    ввести государственные гарантии правовой защиты инвесторов;
    ввести дифференцированное налогооблажение для инвестирующих компаний;
    снизить налоговую нагрузку на производство новой продукции в период освоения производства и погашения кредитов;
    исключить из налогооблагаемой части прибыли средства, направляемые на реконструкцию и строительство производств;
    снизить таможенные пошлины на ввоз современного оборудования.
     Целесообразно стимулировать создание дилерских центров по обеспечению сельхозтоваропроизводителей удобрениями, средствами защиты растений, кормами, кормовыми добавками.