АО, 2006, январь Российский рынок минеральных удобрений: текущее состояние, нормативно-правовое регулирование, возможные пути решения проблем
5.1. Развитые страны
До середины 80-х годов прошлого столетия основной объем минеральных удобрений потреблялся в развитых странах. Однако затем в них стало набирать силу "зеленое" движение, стало популярно органическое земледелие, и в результате действия этих и других факторов объемы внесения удобрений стали уменьшаться (в США, например, они снизились на 15%). В настоящее время в США ежегодная доза внесения удобрений составляет 100-110 кг действующего вещества /га (далее - д.в./га), в Канаде - 50-60 кг д.в./га. Сельскохозяйственные бизнесмены были вынуждены перейти на более экологичные и, соответственно, более дорогие способы увеличения плодородия почв (среди них можно назвать органическое земледелие, использование генетически модифицированных семян растений и новые совершенные формы агротехники).
В итоге в настоящее время в США, странах Европейского Союза (далее - ЕС), Японии, Швейцарии, других странах регулирование оборота минеральных удобрений развивается в двух направлениях.
Целью первого направления регулирования является развитие экологически чистого и биодинамического сельского хозяйства, защита прав потребителя и окружающей среды. Для этого разработаны и действуют стандарты сельскохозяйственной продукции, стандарты для экологически чистых сельского хозяйства и природопользования, на основе которых разработаны соответствующие технические регламенты.
Например, в сельском хозяйстве ЕС действуют жесткие нормативы применения средств защиты растений и удобрений. Аграрная политика ЕС направлена на регулирование объемов производства, улучшение структуры сельского хозяйства, повышение качества и экологической чистоты продукции, стимулирование возделывания альтернативных культур в целях замещения импорта, ограничение применения минеральных удобрений, химических средств защиты растений и кормовых добавок, не отвечающих жестким нормам охраны окружающей среды и здравоохранения (они установлены нормативными актами ЕС, например, Постановление ЕС 2092/91 Об экологическом земледелии и соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания , на основе которого разработан Технический регламент Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции ).
Второе направление - защита отечественного товаропроизводителя. С этой целью используется развитая система государственной поддержки сельскохозяйственного производства существующая в этих странах. Кроме того, все чаще используется такой инструмент как тарифная политика. Так, Евросоюз во всех своих государствах ввел ограничительные пошлины на ввоз удобрений из стран, не входящих в ЕС. США, для защиты своих производителей, ввели кроме пошлин еще и квотирование ввоза, что делает практически бессмысленным экспорт удобрений в эти страны.
5.2. Развивающиеся страны
Турция
Производство удобрений в Турции существует с 1939 г., когда на металлургическом заводе в г. Карабкж начался выпуск сульфата аммония, являющегося побочным продуктом сталеплавильного производства, а первый специализированный завод выпустил свою первую продукцию в 1954 г.
В настоящее время в Турции насчитывается семь холдинговых компаний, производящих и поставляющих химические удобрения. Они объединяют 21 завод-производитель химических удобрений. Мощность предприятий этого сектора в последние годы составляла 5,7 млн. тонн (в товарной массе) или 2,2 млн. тонн в пересчете на питательные вещества. Кроме этого ряд предприятий выпускает удобрения или сырье для их производства, являющиеся побочными продуктами соответствующих технологических процессов. Так, металлургические заводы Эрдемир, Кардемир и Исдемир производят сульфат аммония (производственная мощность этих заводов - 55 тыс. тонн в год), медеплавильные предприятия имеют возможность поставлять серную кислоту (400 тыс. тонн в год) и пирит (630 тыс. т. в год), а предприятия по производству бора - серную кислоту (120 тыс. тонн/год).
В последние годы проведена модернизация производства. Использование современных технологий позволило предприятиям снизить потребляемую энергию с 38 единиц условного топлива до 30 на тонну (в странах СНГ этот показатель составляет 44, США - 38 и странах ЕС - 34).
Этап либерализации торговли минеральными удобрениями в Турции начался с середины 1986 г., когда производителям и торговым фирмам была предоставлена возможность свободно осуществлять торговые операции с этим видом товара на рынке Турции и за рубежом (для этого необходимо направить соответствующую форму-заявление в Сельскохозяйственный банк Турции и Минсельхоз). Некоторые производители минеральных удобрений создали в своих структурах собственные торговые и маркетинговые фирмы и в последующем организовали дилерскую сеть по реализации удобрений в стране и за границей. На начало 2000 г. в Турции насчитывалось около 2500 компаний, работающих на рынке минеральных удобрений.
Учитывая важность данного вида продукции для сельскохозяйственного производства, государство осуществляет поддержку производителей минеральных удобрений.
В период 1984-1994 гг. производилось субсидирование производителей и дистрибьюторов минеральных удобрений, в 1995-1997гг. - фермеров и с 1998 г. - вновь производителей удобрений. В 1996 г. сумма государственных субсидий в этом секторе экономики составляла 553 млн. долл., в 1998 г. она снизилась до 474 млн. долл. С учетом того, что в конце 2000 г. и в начале 2001 г. в стране резко проявились кризисные явления, государственная финансовая поддержка производителей удобрений была значительно сокращена, что, в свою очередь, привело к развитию инфляционных тенденций в этом и продовольственном секторах экономики, повышению себестоимости продукции, увеличению объемов нереализованной продукции и спаду производства.
Потребление основных видов минеральных удобрений в Турции составляет 5-5,5 млн. тонн в натуральном выражении. Закупка минеральных удобрений для фермерских хозяйств в ряде случаев осуществляется на основе тендеров. В частности, на тендерной основе осуществляет закупки Центральный совет сельскохозяйственных кооперативов Турции.
Закупки проводятся два раза в год. Объявления о проводимых тендерах с указанием количества и качественных характеристик товара Совет размещает на ВЭБ-странице www.tarimkredi.gov.tr.
Комиссией при Государственной плановой организации Турции были разработаны основные показатели развития ряда отраслей, в том числе, производства минеральных удобрений на среднесрочный период, по которым прогнозируется в целях управления и регулирования спрос на основные виды минеральных удобрений с учетом тенденций развития отрасли и сельского хозяйства.
С целью частичного замещения импортируемого сырья комиссией предложено осуществить инвестиции в строительстве ряда заводов, которые будут производить сырье для изготовления минеральных удобрений.
Ежегодный экспорт Турцией минеральных удобрений составляет порядка 30 тыс. тонн в товарной массе. В основном это кальциум аммониум нитрат и комплексные удобрения Основными странами экспорта являются Северный Кипр и Ливан. Экспорт минеральных удобрений не имеет достаточно больших объемов, что связано с необходимостью удовлетворения внутреннего спроса, зависимостью от импортного сырья постоянно снижающейся государственной финансовой поддержкой производителей, неблагоприятным состоянием уровня цен на внешних рынках и др.
Объем импорта Турцией основных видов минеральных удобрений в 2000 году составил 2,4 млн.тонн в товарной массе. Турция осуществляет закупки минеральных удобрений в основном в странах бывшего СССР (Россия, Украина) и странах Северной Африки (Тунис). В перспективе планируется увеличить объемы импорта минеральных удобрений (в основном, мочевины, нитрата аммония и диаммониумфосфата).
В 80-е - 90-е годы прошлого столетия Китай являлся крупнейшим импортером удобрений и был вынужден тратить значительные средства из бюджета (около 1 млрд.долл. в год) на импорт и субсидирование закупок минеральных удобрений.
В 90-е годы китайское правительство приступило к реализации нового курса, основной целью которого является создание импортозамещающих производств минеральных удобрений. Основными инструментами реализации этого курса стали специальные программы развития отечественной промышленности и внешнеэкономическая политика, в основе которой ограничение импорта удобрений. В частности, в 2000 г. был принят пятилетний план, по которому к 2005 г. намечено увеличить производство удобрений до 35,6 млн.т и повысить уровень самообеспечения по основным видам удобрений: азотным - на 80%, по комплексным - в два раза, по калийсодержащим - на 14%. На эти цели направлено 11,4 млрд.долл. инвестиций.
В результате реализации этих мер по ряду видов удобрений Китай уже в состоянии конкурировать с российскими производителями и расширяет собственный экспорт фосфорных и комплексных удобрений в близлежащие страны - Вьетнам и Филиппины, благо географическая близость к ним оказывается для китайцев весомым аргументом в конкурентной борьбе с российскими экспортерами.
Таблица 4 .
|
2001 г. |
2005 г. |
Всего |
9,4 |
14,2 |
Карбамид |
1,3 |
3,3 |
Диаммонийфосфат |
5,4 |
6,9 |
Смешанные |
2,7 |
4 |
Основные проблемы, цели и методы государственного регулирования оборота минеральных удобрений в странах СНГ в целом сходны с используемыми в России. Наиболее часто используется субсидирование сельскохозяйственных производителей на приобретение удобрений из государственного бюджета.
Долгосрочные цели государственного регулирования оборота минеральных удобрений установлены Стратегией развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 г. и развернутым Планом мероприятий по реализации Стратегии развития сельского хозяйства до 2010 г., утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 1997 г. N 1817.
В оперативном плане регулирование осуществляется на базе ежегодно утверждаемых правительством Республики Казастан правил субсидирования сельхозпроизводителей на приобретение минеральных удобрений и гербицидов.
В соответствии с действующими правилами товаропроизводители оплачивают 60% стоимости закупаемой продукции. Размер выделяемых субсидий на 1 тонну (килограмм, литр) рассчитывается по каждому виду субсидируемых минеральных удобрений, протравителей семян и гербицидов, затем проекты цен представляются для согласования в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и утверждаются минсельхозом и мининдустрии и торговли в пределах 40% стоимости 1 тонны (килограмма, литра).
Схожий с казахстанским механизм используется и на Украине. Постановлением Кабинета Министров Украины от 14 января 2004 г. 13 Об утверждении Порядка использования средств государственного бюджета, которые выделяются для частичной компенсации стоимости минеральных удобрений отечественного производства, и о предоставлении полномочий по регулированию цен на минеральные удобрения с целью обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями отечественного производства по оптово-отпускным ценам, определенным в соответствии с экономически обоснованными затратами на производство предприятий - производителей минеральных удобрений установлены предельные уровни оптово-отпускных цен на минеральные удобрения для частичной компенсации их стоимости сельхозтоваропроизводителям.
В развитие этого постановления Министерством промышленной политики Украины издан приказ от 20 января 2004 г. 18 "О регулировании (установлении) предельного уровня оптово-отпускных цен на минеральные удобрения отечественного производства, для частичной компенсации стоимости которых выделяются средства государственного бюджета". Им установлен предельный уровень оптово-отпускных цен на минеральные удобрения отечественного производства, для частичной компенсации стоимости которых выделяются средства государственного бюджета, в размере (грн./т с НДС, на заводе):
селитра аммиачная (в упаковке) - 550;
карбамид (насыпью) - 690;
вода аммиачная - 225;
нитроаммофоска (в упаковке) - 995;
комплексные минеральные удобрения (туковые смеси насыпью) - 804;
суперфосфат (насыпью) - 490;
каинит (насыпью) - 85;
Предприятия-производители минеральных удобрений при заключении контрактов (договоров) на снабжение минеральными удобрениями отечественного производства, которые закупаются сельскохозяйственными товаропроизводителями или операторами, определенными областными, районными комиссиями, и для частичной компенсации стоимости которых выделяются средства из государственного бюджета, должны применять предельный уровень оптово-отпускных цен, определенных данным приказом.
Следует отметить, что Украинская Рада высказалась против использования применявшегося в последние годы в России механизма поддержки сельхозпроизводства путем дотаций предприятиям-производителям химических удобрений из государственного бюджета, а также отклонила проект закона "О государственной поддержке производства минеральных удобрений", которым было предусмотрено государственное управление в сфере производства минеральных удобрений и контроля над операциями с ними, ценового регулирования реализации минеральных удобрений сельскохозяйственным производителям, а также мероприятия финансовой и ресурсной поддержки производства минеральных удобрений.
Для решения проблем развития производства минеральных удобрений более целесообразным, считают народные депутаты Украины, является применение мер программного управления и регулирования, которые детально регламентируются нормами действующего законодательства. Соответствующим образом должен решаться и вопрос бюджетной поддержки тех или иных отраслей промышленности.