АО, 2005, ноябрь Правовое регулирование деятельности некоммерческих негосударственных организаций в зарубежных странах
В Германии отсутствует специальный закон, регулирующий деятельность в стране как отечественных, так и иностранных НКО. И те, и другие подчиняются положениям Гражданского кодекса Германии в части, касающейся их регистрации в качестве союзов, фондов, их финансовой отчетности.
Прямых запретов на деятельность иностранных НКО в германском законодательстве не содержится.
При создании общественно-полезных союзов или обществ (gemeinnuetziger eingetragener Verein) не требуется наличие уставного фонда. Это не в последнюю очередь является стимулом для наших соотечественников на учреждение в Германии таких структур.
Некоммерческие союзы (к ним относятся и рассматриваемые общества) не вправе в качестве цели своей хозяйственной деятельности преследовать извлечение прибыли. Это прямо указано в 21 Buergerliches Gesetzbuch (Германского Гражданского уложения - далее в тексте BGB).
Учредителями такого общества могут стать физические и юридические лица числом не менее семи.
Общество приобретает правоспособность с момента регистрации его учредительных документов в участковом суде по нахождению юридического адреса (им, как правило, становится место жительства одного из учредителей или членов правления). Правление может состоять из нескольких физических лиц. Они представляют общество в суде и являются его законным представителем в отношениях с третьими лицами. Объем полномочий правления может быть ограничен уставом.
Особенностью германского BGB, в отличие от российского Гражданского кодекса, является то, что он содержит только самые основополагающие нормы. Учреждая общество, его участники вправе конкретизировать их в пределах, допускаемых законом.
В уставных документах могут быть зафиксированы:
1. Порядок вступления в состав участников и выхода из него.
2. Обязанности участников делать какие-либо взносы и какие именно.
3. Порядок формирования правления.
4. Условия, при которых должно созываться общее собрание; порядок созыва и протоколирования решений собрания.
В уставе могут быть отражены и такие процедурные вопросы:
а) что общее собрание созывается по письменному требованию одного участника (если общее их число невелико) или нескольких участников (например, 1/10 списочного состава);
б) срок, в течение которого должно быть созвано собрание после поступления в правление заявления с просьбой о его созыве;
в) требования к тексту такого заявления - например, указывать предлагаемую повестку дня. Но тогда возникает следующее обстоятельство, подлежащее разрешению: а рассматривать ли на собрании другие вопросы, которые могут возникнуть в его ходе, и т. д.
Согласно условий 39 BGB, участник вправе выйти из общества либо по окончании хозяйственного года, либо по предварительному предупреждению, срок которого может достигать двух лет.
Следует отметить, что сейчас в Германии обсуждается идея принятия специального закона о статусе иностранных НКО, осуществляющих свою деятельность в международном масштабе. Предлагается приравнять статус иностранных сотрудников их германских филиалов к правовому положению сотрудников международных организаций.