Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, ноябрь Правовое регулирование деятельности некоммерческих негосударственных организаций в зарубежных странах


II. Некоммерческие организации в Канаде

     Специального законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, пока нет. Но в настоящее время комитет, объединяющий представителей неправительственных организаций, готовит соответствующие законодательные предложения.
     Сейчас основными документами, регламентирующими взаимодействие между правительством Канады и НКО, являются Кодекс эффективного финансирования общественного сектора и Кодекс эффективного диалога по политике.
    НКО национального масштаба подпадают под регулирование закона О корпорациях (Canada Corporation Act), по которому они не имеют права выпускать акции, а их члены не получают финансовых выгод.
    Регулирование деятельности НКО осуществляется, как и в США, на основе налогового законодательства. Главным элементом регулирования является освобождение таких организаций от уплаты подоходного налога. Регистрацию и надзор за деятельностью НКО, так же как и в США, осуществляют правительства провинций. В некоторых из провинций приняты специальные законодательные акты, регулирующие процесс получения средств для нужд некоммерческих организаций.
     В силу того, что деятельность НКО освобождены от налогов, она подотчетна Агентству по доходам и таможенным сборам, осуществляющему регистрацию НКО на федеральном уровне и прямой контроль за их финансовой деятельностью, а также аудиторскую проверку их деятельности.
    Если по результатам проверки обнаруживаются нарушения, НКО отказывают в дальнейшей регистрации (такой отказ получают в среднем 2500 организаций в год).
    Особенностью регулирования деятельности НКО в Канаде является запрещение использования благотворительных средств в политических целях, включая лоббирование. Политические задачи не могут быть включены в уставы благотворительных и волонтерских организаций.
    Следует отметить, что общественные НКО (более 300) играют все более активную роль в формировании отношений между федеральным правительством и многими развивающимися странами, которым предоставляется канадская финансовая помощь. Их ежегодные затраты оцениваются суммой в 400 млн. долл. При этом половина этих средств поступает из бюджета Канадского агентства международного развития, обеспечивающего по государственной линии техническую помощь странам третьего мира .