Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, ноябрь Правовое регулирование деятельности некоммерческих негосударственных организаций в зарубежных странах


I. Некоммерческие организации в США

1.1. Общая характеристика

     Некоммерческая организация ( Non-Profit Corporation) в США - компания, цель создания которой не состоит в получении прибыли от осуществления коммерческой деятельности или в дальнейшем распределении этой прибыли между акционерами компании. Структура построения Non-Profit Corporation в целом идентична обычной корпорации (т.е., C Corporation), но, тем не менее, бесприбыльная организация может быть создана также в форме Non-Stock Organisation (т.е. компании, не имеющей акций).
    На федеральном уровне не существует законодательства в отношении некоммерческих организаций (далее - НКО), кроме содержащихся в статье 501 Налогового кодекса критериев для предоставления статуса освобожденной от налогообложения организации , что позволяет НКО не платить подоходный налог.
    Некоммерческая организация формируется согласно законодательным нормам каждого конкретного штата. Данный тип компании подразумевает её создание, в частности, для общественных, научных, информационных, спортивных и других целей.
    Некоммерческая организация создается путем регистрации свидетельства (Аrticles of Incorporation) в регистре предприятий соответствующего штата. Важно, чтобы в тексте регистрационного свидетельства присутствовали пункты, указывающие на бесприбыльный характер деятельности данной компании.
    Процедура регистрации таких организаций имеет уведомительный, а не разрешительный характер. После подачи необходимых документов такой статус предоставляется властями конкретного штата на срок от шести месяцев до одного года. При этом тематика работы группы обычно не имеет значения, поскольку право собраний как таковое гарантировано Конституцией. Регистрация производится только в интересах правильного налогообложения.
     Законодательство большинства штатов требует, чтобы в некоммерческой организации было назначено не менее трех директоров. Тем не менее в некоторых штатах требуется всего один директор.
    Ответственность директоров и учредителей некоммерческой организации является ограниченной, также как в обычных корпорациях (C Corporation).
    Явных ограничений для иностранных учредителей НКО законодательством, как правило, не предусмотрено.
     Однако, в американском законодательстве присутствуют положения, предусматривающие определенные ограничения по финансированию физическими и юридическими лицами политической деятельности в США. Такие ограничения распространяются прежде всего на выделение средств на ведение избирательных кампаний. Правовое регулирование этих вопросов осуществляется в соответствии с законом 1971 г. Federal Election Campaign Act.
     Упомянутые ограничения вводятся как для внутренних, так и для внешних источников финансирования. Установлены жесткие лимиты на суммы, выделяемые непосредственно кандидатам на ведение президентской предвыборной кампании.
    Введен запрет на получение и использование национальными комитетами политических партий мягких денег , т.е. пожертвований, которые предназначаются на осуществление деятельности, формально не связанной впрямую с избранием того или иного кандидата на выборную должность.
    Существует запрет на использование корпорациями, банками общенационального масштаба и профсоюзами собственных средств корпоративной прибыли и профсоюзных денег с целью оказания влияния на федеральные выборы. Установлены некоторые ограничения на размещение рекламы по заказу корпораций, профсоюзов и неправительственных организаций в период предвыборной кампании.
    Финансирование любых видов избирательной деятельности в США иностранными гражданами и организациями запрещено.
    Особенности предусмотрены только налоговым законодательством (пример процедуры организации НКО в штате Иллинойс дан в приложении).
    Множество некоммерческих организаций, действующих в США, можно условно подразделить на группы солидарности, группы содействия ("лобби"), группы наблюдения ("мониторинг"), научно-исследовательские и просветительские группы.
     Общим для всех этих групп является прежде всего их юридический статус: все они зарегистрированы как независимые бесприбыльные просветительские или благотворительные общественные организации, коммерческая деятельность которых освобождена от налогов, но допускается лишь в тех пределах, какие необходимы для покрытия расходов.
     В соответствии с законодательством США бесприбыльные организации не могут участвовать в предвыборных политических кампаниях, а также заниматься пропагандой конкретных законов  и деятельностью, приносящей прибыль. Если такая организация хочет заняться одним из этих законных видов деятельности, то она обязана перерегистрироваться уже как коммерческая организация и платить налоги.
    По целям все НКО, действующие в США, могут быть разделены на организации, созданные для достижения общеполезных целей или организации взаимной пользы. Статус организации, действующей в общеполезных целях, позволяет как местным, так и зарубежным организациям использовать налоговые льготы. Следует отметить, что многие организации, действующие в общественных интересах, не обращаются за получением такого статуса, чтобы быть полностью независимыми от государства.
     Некоммерческие организации создаются, как правило, в форме ассоциаций (это организации, имеющие членство) и фондов (это широкое понятие для организаций, не имеющих членства и созданных на основе имущественного взноса. Функции учредителя фондов сводятся к тому, чтобы наделить организацию необходимым имуществом и утвердить устав).
     Надзор за деятельностью НКО осуществляют налоговые органы, в которых для этих целей созданы специальные подразделения. Они же проводят аудиторские проверки правильности расходования средств. В случае выявления нарушений такой организации отказывается в продлении регистрации.
     

1.2. Безналоговый Фонд


     Безналоговый Фонд является одним из видов НКО. Он регистрируется, когда компания имеет благотворительные цели или необходим чисто семейный фонд. Формирование капитала производится за счет акционеров. Деньги переводятся на специальный накопительный счет, который открывается после одобрения названия компании.
    Безналоговый Фонд создается как некоммерческое предприятие . Однако он может вести определенную коммерческую деятльность при условии того, что доход от такой деятельности будет использоваться на некоммерческие цели фонда.
     Если фонд создается как некоммерческое предприятие и доход фонда будет использоваться на некоммерческие (уставные) цели, он может получить от Налоговой службы США (U.S. Internal Revenue Service) освобождение от федерального налога на прибыль.
     Счета могут находиться в любых американских банках. Специальных требований к акционерам и директорам нет. Создание и организация Not for profit corporations регулируются законом каждого конкретного штата. Единственное условие - доход фонда не может быть каким-либо образом распределен между учредителями или управляющими фонда и должен использоваться на уставные цели. Франчайзные налоги остаются. Кроме того, если фонд проводит торговые операции на территории какого-нибудь штата и подобные операции облагаются налогом с продаж, то может возникать и этот налог.
    Офис может находиться на территории любого штата США.  Определенные виды деятельности могут быть ограничены. Для освобожденных фондов могут некоторым образом быть ограничены активные операции. В конечном счете окончательное решение о допустимых видах деятельности для претендующих на налоговое освобождение принимается IRS.
    

1.3. Процедура налоговой регистрации


     НКО с иностранным участием или учрежденное негражданами США должно, так же как и американское НКО, пройти процедуру налоговой классификации и регистрации.
    Правило 301.7701-2(а) предусматривает классификацию делового предприятия с двумя и более участниками в качестве либо корпорации, либо "приемлемой" (eligible) для налоговых целей организации. Для целей налогообложения Правило 301.7701-2(b) определяет корпорацию следующим образом, включая одно или несколько нижеследующих положений:
     деловое предприятие, организованное в соответствии с федеральным законодательством или законодательством штата, либо с законодательством признанного на федеральном уровне индейского племени, если подобное законодательство описывает или упоминает данное предприятие как инкорпорированное, либо как корпорацию, либо как корпоративную структуру (body corporate), либо как политическую структуру (body politic);
     ассоциация, соответствующая Правилу 301.7701-3;
     деловые предприятия, организованные согласно законодательству штата, причем законодательство описывает или упоминает данное предприятие как акционерную компанию (joint stock company), либо как акционерную ассоциацию (joint stock association);
     деловое предприятие, облагаемое налогом как страховая компания, согласно Подразделу L Главы 1 (Subchapter L, Chapter 1) Кодекса о внутренних доходах США.
     деловое предприятие, облагаемое налогом на корпорации в соответствии с каким-либо Разделом Кодекса о внутренних доходах, отличным от Раздела 7701(а)(3).
     некоторые принятые формы иностранных предприятий.
     Согласно новому Правилу 301.7701-3(а), предприятие, не являющееся фактической корпорацией (per se corporation), как то определяют пункты (1) и (3)-(8) приведенного выше определения, может считаться приемлемым предприятием. Такое предприятие может по своему усмотрению быть классифицировано либо как партнерство, либо как ассоциация. В последнем случае предприятие попадает под действие Правила 301.7701-2(b)(2) и будет признано корпорацией.
       Приемлемые иностранные предприятия классифицируются по умолчанию, однако это умолчание не всегда ведет к классификации в качестве партнерства. Согласно Правилу 301.7701-3(b)(2)(i), приемлемое иностранное предприятие будет по умолчанию классифицировано как ассоциация, если все ее участники несут ограниченную ответственность, и как партнерство, если какой-либо из участников несет неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. Участник соответствующего иностранного предприятия несет неограниченную ответственность по обязательствам последнего, если такой участник несет персональную ответственность по всем долгам и претензиям, которые могут быть предъявлены предприятию, уже в силу своего членства в данном предприятии. Такое членство может быть установлено исключительно законом или постановлением, на основании которых такое предприятие было образовано.
     Процесс налоговой классификации по умолчанию для иностранных предприятий с одним участником происходит в соответствии с Правилом 301.7701-3(b)(2)(С) и точно таким же образом, как и для предприятий с двумя и более участниками. Точно так же, если только единственный участник иностранного предприятия не сочтет нужным выбрать статус ассоциации, такое предприятие не будет подлежать классификации как предприятие, существующее отдельно от его владельца. Но это произойдет только при условии, что владелец несет неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. Напротив, приемлемое иностранное предприятие с единственным участником, чья ответственность является ограниченной, будет классифицировано как ассоциация, если только владелец не откажется от возможности классифицировать свое предприятие.
     Если приемлемое предприятие с единственным участником может не быть классифицировано для целей федерального налогообложения, оно обязано быть классифицировано по местному законодательству - налоговому или иному. Владелец такого предприятия обязан создавать его, руководствуясь действующим местным законодательством, регулирующим подобные предприятия с единственным участником. Если все необходимые для образования такого предприятия формальности не соблюдены, такому предприятию может быть отказано в статусе отдельного лица, а его участник утратит ограниченную ответственность. Подобная процедура в юридической практике США регулируется доктриной, именуемой "piercing the veil".
     Классификацию приемлемых иностранных предприятий регулирует Правило 301.7701-3(b)(3).
     

1.4. Выбор классификации и основные этапы


     Правило 301.7701-3(с) требует, чтобы приемлемое предприятие посылало свой запрос с выбором классификации в налоговый сервис-центр Службы внутренних доходов США. Хотя Правило предусматривает, что Служба внутренних доходов должна подготовить какую-либо форму для того, чтобы облегчить процесс выбора нужной налоговой классификации, в настоящее время такой формы еще не существует. В любом случае запрос должен содержать наименование предприятия, адрес, идентификационный номер работодателя/налогоплательщика (EIN). Если у организации, в том числе организации, которая не считалась отдельным лицом в целях федерального налогообложения, к моменту посылки ею ходатайства о выборе классификации нет идентификационного номера, она должна обратиться за таким номером, послав одновременно с ходатайством о выборе классификации форму SS-4. Если вновь созданное предприятие с единственным участником решит не классифицировать себя отдельно от владельца, тогда личный идентификационный номер владельца (налогоплательщика) должен быть указан в ходатайстве. Помимо адреса и наименования, предприятие указывает желаемую классификацию и меняется ли эта классификация, а также является ли предприятие местным или иностранным. Копия ходатайства о выборе классификации должна прилагаться к отчету/декларации об уплате подоходного налога с предприятия за текущий финансовый год. Если на текущий год предприятие уже не обязано посылать отчет/декларацию об уплате подоходного налога, копия ходатайства о выборе классификации должна прилагаться к налоговой декларации кого-либо из владельцев (прямых или косвенных) предприятия. Ходатайство посылается на тот финансовый год, на который попадает дата принятия новой или подтверждения старой классификации. Новые правила ничего не упоминают о том, какие санкции предусмотрены за непосылку ходатайства.
     Выбор налоговой классификации (статуса) может быть сделан в любое время и будет считаться вступившим в силу на эту самую дату, если выбор был сделан не ранее, чем за 75 дней до посылки ходатайства о классификации в сервисный центр Службы внутренних доходов США. Если ходатайство не датировано, Служба внутренних доходов считает классификацию вступившей в силу с момента отправки ходатайства по почте. Правила посылки ходатайств о налоговой классификации предприятий регулируются Правилом 301.7701-3(с)(1)(iv) и примерами 1 и 2 к этому Правилу.
     Выбор налоговой классификации (статуса) предприятия должен быть завизирован - т. е. ходатайство о классификации должно быть подписано всеми участниками предприятия. Если такое ходатайство не оформляется, то документ о налоговой классификации данного предприятия подписывается служащим, либо руководителем, либо представителем соответствующего государственного органа, уполномоченного законом производить подобную налоговую классификацию. Новые Правила не касаются ни вопросов делегирования полномочий для осуществления выбора налоговой классификации, ни регулирования объемов подобных полномочий.
     Существуют и определенные ограничения возможности производить выбор налоговой классификации предприятий. Уже существующее приемлемое предприятие, делающее выбор налоговой классификации, не может менять свой статус в течение 60 месяцев (Правило 301.7701-3(с)(1)(ii)). Данное правило относится лишь к предприятиям, желающим поменять свою классификацию по собственной инициативе. Вновь создаваемое предприятие, решившее не получать той классификации, которая была бы присвоена ему по процедуре умолчания, свою классификацию может выбирать самостоятельно. Такой выбор не считается изменением статуса (Часть III.C.3 Преамбулы). Кроме того, в Преамбуле указывается, что ограничения в изменении классификации применяются к каждому предприятию в отдельности. Таким образом, этих ограничений можно избежать, переведя существующий бизнес на другое предприятие.
     

1.5. Специальные случаи и их регулирование


     Отдельное правило существует для организаций, освобожденных от налогообложения. Правило 301.7701-3(с)(iii) регулирует классификацию приемлемых предприятий, имеющих право или претендующих на освобождение от налогообложения в соответствии с Разделом 501 (а) (Section 501 (a). Желание "приемлемого" предприятия получить статус, освобождающий от налогообложения, рассматривается как намерение быть классифицированным в качестве ассоциации. Такая классификация присваивается с момента подачи ходатайства об освобождении от налогообложения, независимо от того, когда было рассмотрено такое ходатайство и присвоен соответствующий статус. Подобный статус закрепляется за предприятием вплоть до того момента, когда предприятие решит изменить свою налоговую классификацию. В таком случае предприятие сначала утратит статус, освобождающий его от налогообложения, после чего может менять свою налоговую классификацию.
     Особое правило регламентирует прекращение существования партнерства. Раздел 708 (b)(1)(B) предусматривает прекращение существования партнерства в целях федерального налогообложения его доходов, если на протяжении 12 месяцев имеют место продажа или обмен 50 и более процентов капитала партнерства или долей его участников, дающих право на 50 и более процентов прибыли партнерства. Прекращение партнерства рассматривается как его ликвидация. Новое предприятие возникает взамен прекратившего свою деятельность. Правило 301.7701-3(d) предусматривает для случая прекращения партнерства, согласно Разделу 708 (b)(1)(B), возникновение нового предприятия, статус которого вновь определяется как партнерство. Следовательно, и это предприятие получает налоговую классификацию партнерства.
     Специальное правило (grandfather rule) применяется для давно существующих иностранных предприятий. Это Правило 301.7701-2(b)(8) рассматривает некоторые иностранные деловые предприятия в качестве фактических корпораций (per se corporations). Исключение для давно существующих предприятий позволяет предприятиям, которых Правило 301.7701-2(b)(8) причисляет к фактическим корпорациям, рассматривать в качестве партнерств.