АЗ, 2005, июнь К законопроекту 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Основные положения проекта федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с созданием, функционированием и прекращением действия статуса особых экономических зон (ОЭЗ), осуществлением в них предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Под особой экономической зоной понимается часть государственной и таможенной территории Российской Федерации, в пределах которой устанавливается особый режим ведения предпринимательской деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны.
Законопроектом предусматривается создание ОЭЗ двух типов: промышленно-производственных с площадью до 10 кв. км и технико-внедренческих с площадью до 2 кв. км (п.2 ст.4).
Инициаторами создания ОЭЗ могут выступать субъект Российской Федерации совместно с муниципальным образованием, на территории которого предполагается создание ОЭЗ (п.2 ст.6).
Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства РФ (п.1 ст.6).
В течение 30 дней с момента принятия решения о создании ОЭЗ утверждается соглашение о создании ОЭЗ между Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской и органами местного самоуправления муниципальных образований (п.4 ст.6).
На момент принятия решения о создании ОЭЗ на территории субъекта Российской Федерации, предполагаемой под ее размещение, не должны находиться объекты, принадлежащие на любых основаниях юридическим и физическим лицам.
Решение о прекращении действия ОЭЗ также принимается Правительством Российской Федерацией и оформляется Постановлением Правительства Российской Федерации (п. 7 ст.6).
Для управления ОЭЗ создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет разработку и реализацию единой государственной политики (ст.7). По мнению инициаторов законопроекта, такой подход обеспечит максимальную централизацию государственных и муниципальных функций во взаимоотношениях с резидентами ОЭЗ (принцип "одного окна").
Особый режим хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ распространяется на коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, прошедших в установленном порядке процедуру регистрации в качестве резидентов ОЭЗ и заключивших инвестиционный договор с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Инвестиционным договором определяются объект и объемы инвестиционной деятельности, срок его действия, права, обязанности и гарантии прав сторон и порядок их исполнения, правовые последствия утраты статуса резидента ОЭЗ.
В законопроекте предусмотрена стабилизационная оговорка - невозможность применения нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ухудшающих правовое и (или) экономическое положение резидентов ОЭЗ по сравнению с их положением до принятия таких законов и иных нормативных правовых актов.
Законами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления резиденты ОЭЗ могут быть освобождены от уплаты налога на имущество организаций, земельного налога и налога на прибыль в части сумм этих налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты.
Земельные участки на территории ОЭЗ предоставляются резидентам ОЭЗ в аренду дирекцией ОЭЗ. Резиденты ОЭЗ, осуществляющие строительство объектов недвижимости, в соответствии с инвестиционными проектами на земельных участках в пределах ОЭЗ после прекращения действия ОЭЗ имеют преимущественное право выкупа арендуемых земельных участков по рыночной стоимости в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся резидентами ОЭЗ, но осуществляющие свою деятельность на территории ОЭЗ, уплачивают налоги и сборы в общеустановленном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.3 ст.10).