Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, июнь К законопроекту 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"


  Общая характеристика состояния объекта правового регулирования законопроекта
    Создание свободных экономических зон в России началось с зон свободной торговли в форме таможенных складов. Первый такой склад образован в нашей стране в 1980 г. в Бутове под Москвой для обслуживания Московской Олимпиады.
     Первые три свободных таможенных зоны Шереметьево , Московский Франко-Порт , Франко-Порт Гермина были образованы в Московском регионе в 1993 г.
     В начале 90-х годов были объявлены зонами свободного предпринимательства территории 11 регионов: "Находка" (площадь 1600 кв. км, население 200 тыс. человек), "Алтай" (площадь 261 тыс. кв. км, население 3,7 млн. жителей), "Ева" (Еврейская автономная область, площадь 360 тыс. кв. км), "Янтарь"(площадь 15500 кв. км, население 1,1 млн. человек) и ряд других, создан ряд технико-внедренческих зон, например, зона "Технополис-Зеленоград"(население 170 тыс. человек).
     В 1996 г. образована особая экономическая зона в Калининградской области. С этой целью был принят специальный закон, которым было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное
и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
     31 мая 1999 года был принят Федеральный закон Об Особой экономической зоне в Магаданской области .
     Вместе с тем под созданные зоны отводились неоправданно большие территории. Выявились несовершенства механизма предоставления льгот. В частности, отсутствие контроля и гарантий инвесторам привело не к массовому притоку инвестиций, а к возникновению массовых схем минимизации по налогообложению.
    Нельзя не отметить и стремление местной администрации ограничить свободу трансграничного перемещения товаров, что в конечном счете оказало отрицательное воздействие на развитие ОЭЗ.  
     В итоге, большинство ОЭЗ на практике оказалась лишь внутренними оффшорами: предприятия только регистрировались на территории ОЭЗ, а производственную деятельность осуществляли за ее пределами.
     С вступлением в силу второй части Налогового кодекса Российской Федерации они потеряли значительную часть льгот и практически перестали функционировать. Фактически действуют только две особые экономические зоны: в Калининградской и Магаданской областях.