Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, июнь К законопроекту 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"


США
     Основу нормативно-правовой базы деятельности ОЭЗ составляет закон О свободных торговых зонах , принятый в 1934 г. В 1950 г. и в 1991 г. в него были внесены существенные поправки и дополнения, направленные на расширение работы этих зон и ее диверсификацию.
    Его положениями предусмотрено создание двух типов ОЭЗ: зон общего назначения и зон специального назначения (субзон).
    Зоны общего назначения создаются на основе разрешения, которое выдается комитетом по СТЗ различным организациям при правительстве штата и местных властях. Управляются зоны обычно частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.
     Особенностью их статуса является то, что они находятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США и располагаются, как правило, около портов и аэропортов.  Сфера их деятельности в основном включает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки.
     Субзоны появились в 1952 г. после внесения в закон О свободных торговых зонах дополнения, разрешающего создавать в них сборочные производства, и являются по сути промышленно-производственными зонами. Они создаются для работы отдельных, обычно крупных компаний решением их руководства, утверждаемого комитетом по СТЗ.
     Большинство СТЗ функционирует эффективно. Общий объем вывезенной продукции из СТЗ превышает 100 млрд. долл. в год. В них действует более 2,5 тыс. фирм, главным образом американских, а число занятых достигло почти 300 000 человек. Только незначительная их часть по ряду объективных и субъективных причин не смогла выполнить поставленные перед ними задачи: в 1939-1981 гг. деятельность пяти зон была приостановлена; в 1955 - 1992 гг. 13 зон было закрыто; в 1988 - 1990гг. права трех зон были переданы другим.
     В США насчитывается около 150 технико-внедренческих зон (технопарков). Определенные преимущества имеют зоны, в которых действуют компании из высокотехнологических отраслей национальной экономики, получающие крупные доходы от выполнения федеральных заказов в основном в области оборонной промышленности. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях производства, сконцентрированы в технопарках, то парки получают значительные стимулы по сравнению с другими промышленными компаниями страны.
     Помимо перечисленных зон, в США действуют так называемые предпринимательские зоны, которые используются как инструмент региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, за счет предоставления предпринимателю большой свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Всего создано свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней в 700 городах и пригородах США.
    Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей должен соответствовать ряду требований, наиболее важные из которых следующие:
      более 70% жителей должны иметь личный или семейный доход менее 80% среднего дохода для этого города или всей страны.
     уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше, чем по городу, или по всей стране;
     в большинстве штатов срок действия предпринимательских зон колеблется от 10 до 20 лет.
     Результаты их деятельности показывают, что они способствуют повышению деловой активности в депрессивных районах страны, уменьшают размеры безработицы, позволяют сократить бюджетные ассигнования на социальные программы и ведут к постепенному увеличению налоговых поступлений.