АЗ, 2005, июнь К законопроекту 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
КНР
Китайская практика создания ОЭЗ насчитывает около 25 лет. С 1980г. в стране создано 5 особых экономических районов (ОЭР): Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь и остров Хайнань, являющийся одноименной провинцией. В 1984 г. для внешней торговли были открыты 14 городов: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай, то есть все крупные порты страны. В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. После 1991 г. решениями Госсовета КНР статус "открытых" получил ряд приграничных городов и административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 зоны освоения новых и высоких технологий государственного значения.
В итоге в Китае создана комплексная, многоуровневая система зон. Причем каждый из типов зон нацелен на решение определенных экономических задач.
ОЭР ориентированы на внешние рынки, из них экспортируется более 50% произведенной там продукции. Развивается главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории этих районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы там пользуются многими налоговыми и таможенными льготами, им предоставляются большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки кадров.
Четырнадцати открытым приморским городам принадлежит роль "окон" и посредников на внешнем рынке. Созданные в них зоны технико-экономического освоения притягивают иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячями, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких миллиардов долларов.
Приграничные города обладают преимуществами для развития экономического сотрудничества с соседями, среди которых видное место занимают Восточная Сибирь и Дальний Восток. В них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля бартерного характера. Согласно постановлению Госсовета КНР они получили право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, в которых предоставляются те же льготы, что и в приморских зонах технико-экономического освоения.
Важным шагом в расширении внешнеэкономических связей КНР и привлечении иностранных инвестиций стали в последние годы беспошлинные зоны, представляющие собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах "свободным портом" или "зоной беспошлинной торговли". После 1990г. в стране создано более десяти беспошлинных зон, в которых уже функционирует несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов. Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзинском морском порту. Зоны этого рода занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий пограничный и таможенный контроль.
Опыт Китая показывает, что особые экономические зоны помогают отработать механизмы создания благоприятного инвестиционного климата в принимающей стране, и интегрировать национальную экономику в мировую. Они помогают экономике страны открыться и приспособиться к приему иностранных инвестиций, вносят значительный вклад в развитие экономики. Так, в конце 2002 г. доля Шэньчжэньской зоны составила 26,6% валового внутреннего продукта провинции Гуандун, Сямыньской зоны - 18,3% валового промышленного продукта провинции Фуцзянь, а доля города Хайкоу - 34,6% ВПП провинции Хайнань. Заметно увеличилась доля рабочих и служащих ОЭЗ в общей численности занятых в соответствующих провинциях (Шэньчжэнь - 8,5%, Сямынь - 11,3%, Хайкоу - 16,8%).
Основными недостатками, присущими ОЭЗ КНР, являются:
бюрократические препоны при создании и функционировании совместных предприятий (СП);
дефицит сырья и энергии;
злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам, процветает сверхэксплуатация работников СП, более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.