Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, июнь К законопроекту 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"


  Заключение
     В мире действует несколько тысяч ОЭЗ. В различных вариантах они существуют в промышленно развитых и развивающихся странах. Все они занимают ограниченную территорию, что позволяет сравнительно легко установить соответствующий пограничный, таможенный и налоговый контроль. ОЭЗ используются как способ привлечения инвестиций и как инструмент региональной экономической политики. Причем  развивающиеся страны используют их, как правило, для привлечения инвестиций, а высокоразвитые - для стимулирования депрессивных регионов и решения проблем выравнивания уровня экономического развития. Применительно к современной России обе эти функции представляются исключительно важными.
    Зарубежный опыт показывает, что наличие ОЭЗ увеличивает экспорт товаров и услуг в среднем до 20%. В основном увеличение происходит за счет продукции со значительной долей добавленной стоимости.
     В большинстве действующих свободных экономических зон отсутствуют пошлины и налоги на импорт и экспорт оборудования и материалов, используемых в производстве экспортных товаров, что обеспечивает рентабельность инвестиций. Фирмам-инвесторам, как правило, гарантируются налоговые каникулы сроком от 5 до 35 лет. В некоторых случаях этот период не имеет определенных границ и совпадает с периодом производства экспортной продукции. Имеются различные варианты формирования отношений администрации зон с иностранными предпринимателями и работниками, но в большинстве СЭЗ льготное налогообложение распространяется как на их имущество, так и на доход.
     Зарубежный опыт показывает, что перечень и размер предоставляемых льгот должны находится в тесной зависимости от положения на мировом рынке капиталов. Если Россия не будет обладать какими-то преимуществами по сравнению с конкурентами на этом рынке, то трудно рассчитывать на какой-либо успех. Причем в качестве реальных конкурентов следует рассматривать не только такие страны, как Германия, Норвегия, Голландия, Китай, Корея (Южная), но и страны СНГ.
     Инфраструктурные проекты, необходимые для подготовки площадки ОЭЗ, могут финансироваться за счет иностранных источников и государственного бюджета. Затраты, которые на первых порах несет государственный бюджет, обычно возмещаются в течение первых пяти лет.