Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, июнь К законопроекту 167003-4 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"


   Нормативное -правовое регулирование создания и деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) в странах СНГ и Балтии
    Законодательство стран СНГ об особых экономических зонах отличается значительным разнообразием.
    В ряде государств СНГ специальные положения, регламентирующие деятельность ОЭЗ, включены в законодательные акты об иностранных инвестициях (ст. ст. 41,42 Закона об иностранных инвестициях России, ст. 48 Закона Украины, ст. ст. 38,39 Закона Таджикистана, ст. 23 Закона Эстонии) .
     В Туркменистане их деятельность регламентируется Указом Президента о статусе семи таких зон.
     Из стран Балтии законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12 марта 1993 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании свободных экономических зон".
     В ряде республик  (Украина, Казахстан, Кыргызстан, Белорусия) приняты специальные законы.
     В Украине специфика регулирования иностранных инвестиций в специальных (свободных) экономических зонах устанавливается законом Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон .

    В соответствии с положениями этого закона органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы народных депутатов и местные администрации в пределах своих полномочий; орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов экономической деятельности Украины и иностранных субъектов такой деятельности.
     Исполнительным директором органа хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту.
     Хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15) , каких-либо ограничений не устанавливается.
     На все субъекты экономической деятельности распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.

     Деятельность свободных экономических зон в Казахстане регламентируется законом "О свободных экономических зонах в Казахской ССР"
    В соответствии с ним органами государственной власти на территории зоны являются Советы народных депутатов, которые делегируют полномочия исполнительной власти административному совету зоны.
     В отличие от Украины, должность исполнительного директора органа хозяйственного развития и управления зоны в Казахстане может быть предоставлена только гражданину Казахстана.
     В Киргизии также принят закон "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан", положениями которого предусматривается, что свободные экономические зоны включают в себя свободные таможенные зоны, зоны экспортного производства и зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 1) . Причем свободные таможенные зоны и зоны экспортного производства в качестве субзон могут входить в зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 4) .
     Согласно ст. 14 Закона органом управления СЭЗ является генеральная дирекция СЭЗ.
    Генеральный директор СЭЗ назначается Правительством. Представляется интересной норма, согласно которой в случае совпадения границ СЭЗ с границами территориальной единицы республики (город, район) исполнение функций Генерального директора СЭЗ возлагается на главу соответствующей местной государственной администрации.
     На территории СЭЗ действует упрощенный режим въезда и выезда иностранных граждан. Конкретные правила въезда и выезда устанавливаются для каждой зоны Министерством иностранных дел Кыргызстана и отражаются в Положении о зоне (ст. II).

     Создание, деятельность и ликвидация свободных экономических зон регламентируется Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года 213-З О свободных экономических зонах . В соответствии с ним могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности. В СЭЗ устанавливается льготный порядок налогообложения. Виды налогов, действующих на территории СЭЗ, ставки налогов и особенности льготного налогообложения устанавливаются Президентом Республики Беларусь либо по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь и различны для различных СЭЗ.
     Предусмотрен особый таможенный режим: освобождение от оплаты таможенной пошлиной товаров и иного имущества, импортируемых на территорию СЭЗ и экспортируемых с этой территории. Транзит через территорию СЭЗ или перепродажа товаров, не подвергшихся переработке в зоне, а также поставки через зону на экспорт товаров из других регионов Республики Беларусь должны осуществляться без каких-либо тарифно-таможенных и налоговых льгот.