АО, 2004, март Законодательное обеспечение инвестиционного процесса в экономике субъектов Российской Федерации
Краткая характеристика существующей нормативно-правовой базы
К настоящему времени органы государственной власти 82 субъектов РФ приняли специальные акты, направленные на нормативно-правовое регулирование инвестиционного и инновационного процесса. В общей сложности в этих субъектах РФ (республиках краях, областях, автономных округах) принято более 190 соответствующих актов, в том числе 169 законов.
Большая часть действующих региональных законодательных актов направлена на регламентацию условий осуществления инвестиционной деятельности, прав и обязанностей ее участников, определение отношений между субъектами инвестиционной деятельности.
В этих базовых законах формулируются основные положения, касающиеся государственного регулирования инвестиционной деятельности в субъекте РФ. Как правило они предусматривают сочетание мер экономического воздействия (к ним относятся налоги, кредиты, займы и т.д.) и прямого государственного управления инвестициями. Регламентированы вопросы порядка принятия решений в области регионального государственного регулирования инвестиционного процесса, утверждения инвестиционных проектов, проведения их экспертизы. Предусмотрен ряд норм, касающихся гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности.
Большинством принятых базовых законодательных актов предусматриваются:
гарантии равной защиты прав интересов и имущества инвесторов;
предоставление ( в пределах полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;
формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным отечественными и иностранными инвесторами кредитам и инвестициям;
создание организационных структур по содействию инвестициям;
разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;
оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;
предоставление гарантий и поручительств банкам под выделяемые ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;
аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.
В ряде субъектов РФ (Липецкая, Московская, Ленинградская, Кировская, Оренбургская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) общие положения базовых законов, касающиеся гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности, детализированы в специальных законах и подзаконных актах.
В 19 регионах (Калужская, Московская, Смоленская, Вологодская, Мурманская, Астраханская, Кировская, Оренбургская, Курганская, Томская и Сахалинская обл., г. Санкт-Петербург, Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Алтай, Ямало-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа) приняты специальные законы и нормативные акты, конкретизирующие общие положения базовых законов , касающиеся налоговых льгот и налоговых кредитов, определяющие порядок и условия их предоставления, а также порядок предоставления отсрочек и рассрочек по налогам и сборам, зачисляемым в региональные бюджеты. Как правило объем предоставляемых льгот увязывается со значимостью инвестиционного проекта для решения социально-экономических проблем региона или объемом проекта.
В 5 субъектах РФ (Ставропольский край, Оренбургская и Саратовская области, Алтайский край, Ямало-Ненецкий автономный округ) в развитие положений базовых законов приняты специальные законодательные акты, направленные на стимулирование и государственное регулирование инновационной деятельности, в 2-х (Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ) - по развитию лизинга.
В 6 регионах (Республиках Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Бурятия, Саха (Якутия) и Коми-Пермяцком автономном округе) приняты специальные законы по регулированию иностранных инвестиций, которыми предусмотрены льготы и гарантии для иностранных юридических и физических лиц - участников инвестиционных проектов.
В 8 субъектах РФ (г. Москва, Пензенская, Пермская, Свердловская и Ульяновская обл., Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Чукотский автономные округа, Чеченская Республика) регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на базе федерального законодательства с использованием специальных форм сотрудничества с инвесторами.
Например, в г. Москве применяются следующие специальные виды сотрудничества с инвесторами:
заключение индивидуальных договоров;
предоставление дополнительных, городских налоговых льгот по приоритетным для города направлениям деятельности и программам, а также налоговых кредитов;
перенос сроков уплаты налогов в городской бюджет с целью направления высвобождающихся средств на реализацию собственных инвестиционных программ инвестора;
кредитование инвестиционных проектов;
договоры , предусматривающие долевое распределение платежей.
В Ульяновской области, Чукотском автономном округе управление региональной инвестиционной деятельностью осуществляется в рамках региональных программ, в Чеченской Республике - в рамках федеральной целевой программы.
В Пермской и Свердловской областях - с использованием специальных видов сотрудничества, в рамках областных и межрегиональных программ.