Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2004, март Законодательное обеспечение инвестиционного процесса в экономике субъектов Российской Федерации


Инструменты региональной инвестиционной политики

     
     Основной набор инструментов региональной инвестиционной политики, закрепленный в принятых субъектами РФ актах различного уровня, включает в себя: предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов, создание специальных экономических зон, оказание кредитной поддержки строительству, выделение земли, развитие лизинговой и инновационной деятельности  и т.п.
     1. Предоставление налоговых  льгот, субсидий
    Целью этой меры является привлечение инвестиций в ожидании увеличения налоговых поступлений по окончании срока действия налоговых льгот. Предоставление налоговых льгот для инвесторов является наиболее распространенным способом стимулирования инвестиций, их предоставляли в 1993-2003 годах в 87 субъектах РФ.
     В большинстве случаев эта льгота заключается в предоставлении временного снижения ставки  или полную отмену налога на прибыль, отчисляемого региону. Объем и продолжительность льготы по уплате налога на прибыль сильно изменяется от региона к региону. В среднем она составляет 50%, а срок - от 3 до 7 лет.
     Другой часто используемой налоговой льготой является снижение ставки налога на имущество. Для приоритетных для региона проектов она может быть установлена на уровне до 0,1-0,2% и ниже.
    Кроме того применяется предоставление дополнительных налоговых льгот  по приоритетным для региона направлениям деятельности и программам, а также налоговых кредитов, перенос сроков уплаты налогов в региональный бюджет с целью направления высвобождающихся средств на реализацию собственных инвестиционных программ инвестора; частичное кредитование инвестиционных проектов;
    2. Государственные кредиты и финансирование
    Эту форму стимулирования инвестиционной активности сложно отличить от общих субсидий, предоставляемых с целью сохранения рабочих мест или кредитов на повышение ликвидности. Около 25% расходов региональных бюджетов представляют собой субсидии, на инвестиционные цели используется порядка 10%.
     3. Предоставление инфраструктуры и земли
    Эта форма стимулирования инвестиционной деятельности довольно активно используется многими субъектами (г.г. Москва, Санкт-Петербург и ряд других).
     Инфраструктура оказывает значительное влияние на эффективность частных инвестиций, поэтому ее предоставление является средством привлечения в регион инвесторов. Возможность использования зданий и земли (право распоряжения которыми часто принадлежит региональным или муниципальным администрациям) также является значительным определяющим фактором для частных инвестиций.
    4. Предоставление гарантий, создание страховых и залоговых фондов
    Анализ опыта субъектов по регулированию инвестиционной деятельности свидетельствует о том, что одним их ключевых факторов, влияющих на объем инвестиций, является уровень риска. Тем регионам, которые добились снижения институциональных и политических рисков путем устранения препятствия для коммерческой деятельности, установления стабильных правовых норм, создания эффективного нормативно-правового регулирования деятельности гарантийных и залоговых фондов, удалось значительно интенсифицировать инвестиционный процесс.
    Следует отметить, что при оценке региональных рисков инвестиционные институты и коммерческие банки, особенной зарубежные, ориентируются на результаты инвестиционных рейтингов. Так, в соответствии с рейтинговыми оценками экономического потенциала (комплексная оценка ресурсно-сырьевой базы, производственного, финансового и трудового потенциала регионов) и риска ( определяет вероятность потери дохода на базе комплексной оценки социально-экономической ситуации, состояния законодательства, криминализации), выполненной Федеральным институтом по исследованиям Восточной Европы и международных проблем (Германия), субъекты РФ объединены в восемь групп:
    Максимальный потенциал - минимальный риск - г. Москва;
    Высокий потенциал - умеренный риск - г. Санкт-Петербург, Московская и Свердловская обл., Ханты-Мансийский АО;
    Средний потенциал - умеренный риск - Белгородская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Саратовская, Новосибирская, Кемеровская обл., Краснодарский, Приморский края, Республики Татарстан, Башкортостан;
    Низкий потенциал-умеренный риск - 26 субъектов, в том числе Архангельская, Ленинградская, Калужская, Ярославская, Липецкая, Калининградская, Новгородская, Томская, Тюменская обл., Алтайский и Ставропольский края, Республики Удмуртия, Бурятия;
    Незначительный потенциал-умеренный риск - 17 регионов: Республики Карелия, Мордовия, Калмыкия, Ивановская, Костромская, Астраханская обл.;
    Высокий и средний потенциал-высокий риск- Красноярский край, Челябинская обл., Ямало-Ненецкий АО, Республики Саха (Якутия);
    Незначительный потенциал-высокий риск - 19 регионов: респ. Сев.Кавказа, Коми, Камчатская, Смоленская,Тульская, Магаданская, Сахалинская обл.;
    Низкий потенциал-экстремальный риск - Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Чукотский АО.
    Данные опубликованные в литературе показывают, что решающим фактором для признания региональных гарантий  со стороны иностранных инвесторов выступает нормативно-правовое закрепление того, что эти гарантии при любых обстоятельствах будут признаваться обязательствами и гаранты, при наступлении гарантийного случая, не будут утверждать, что в свое время не существовало правовой базы для выдачи гарантии. Это является также предпосылкой для реструктуризации региональных гарантий.
     В связи с ее важностью для активизации инвестиционного процесса практика предоставления различных форм гарантий находит довольно широкое распространение на региональном уровне как инструмент снижения инвестиционного риска.
     Из 89 субъектов Федерации около трети в том или ином виде давали гарантийные обязательства по отношению к инвесторам. Среди них: равноправие национальных и иностранных инвесторов, защита от конфискации имущества, защита от незаконных действий государственной власти, обещание не изменять законов, касающихся иностранных инвесторов в ущерб им. С этой же целью создаются и залоговые фонды.
    В ряде субъектов ( Липецкая, Московская, Ленинградская, Мурманская, Кировская, Оренбургская, Челябинская обл., Республика Дагестан, Республика Хакасия, Хабаровский край) порядок формирования и расходования средств страховых, гарантийных и залоговых фондов регламентирован специальными законодательными и нормативными актами.
    Региональные залоговые фонды, как правило, формируются из имеющихся у субъектов РФ ресурсов, земли и недвижимости. Так, в Амурской области для обеспечения гарантий российским и зарубежным инвесторам создан залоговый фонд природных ресурсов, объектами которого являются лесные массивы, а также месторождения золота, железной руды, угля, облицовочного камня. Их качество не всегда удовлетворяет требованиям зарубежных инвесторов.
    В ряде субъектов в дополнение к указанным механизмам сформированы фонды развития. Целью их формирования является использование имеющихся накоплений для решения приоритетных проблем регионального развития. Формирование бюджетов развития и порядок использования их средств регламентируется специальными законами в Республиках Удмуртия, Хакасия, Дагестан, Астраханской, Смоленской и Курганской областях.
    В ряде регионов Поволжья сформированы региональные банки реконструкции и развития, привлекающие деньги населения и юридических лиц для осуществления инвестиционных проектов. Активно формируются специальные структуры: Центр содействия инвестициям в Татарстане, аналогичные по функциям агентства в Новгородской и Самарской областях, республике Северная Осетия-Алания, информационная система ИКАР в Рязани.  
     Однако, сопоставление предоставляемых на региональном уровне гарантий, а также льгот и субсидий, и объема инвестиций показывает, что для предпринимателей, инвестирующих средства в региональные экономики, более важными, нежели региональные гарантии и льготы, являются общие для всей страны нормы федерального уровня, которые в решающей степени обуславливают надежность капитальных вложений.
    Косвенным подтверждением этого тезиса является то, что до сих пор производство, национальные и иностранные инвестиции в значительной степени сосредоточены в 10 регионах-донорах (на них приходится более 40% ВВП и 50% инвестиций).
    В многочисленных исследованиях с использованием различных методик так же пока не удалось доказать связь между инвестициями и экономическим ростом на региональном уровне.
     С точки зрения развития конкурентоспособности регионов и регулирования инвестиционной деятельности на нынешнем этапе экономического развития более важным, чем объем инвестиций, оказывается эффективность имеющейся инвестиционной инфраструктуры, обеспечение рационального распределения и использования имеющихся ресурсов. Конкуренция, финансовая прозрачность и эффективный контроль за использованием инвестиций являются, как показывает статистические данные об инвестиционной активности, лучшими инструментами повышения эффективности инвестиционных проектов.
    Известным препятствием выступает в настоящее время неурегулированность на федеральном уровне следующих вопросов:
    - полномочия регионов на заключение кредитных договоров
    - статус регионов в рамках инвестиционного законодательства
    - разделение прав собственности, в частности в отношении землепользования между федеральным и региональным уровнями государственной власти.
    Поэтому с точки зрения закрепления долгосрочных взаимовыгодных отношений между кредиторами и заемщиками, инвесторами и производителями необходимо совершенствование на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовой регламентации гарантий и страхования прямых инвестиций, позволяющей снизить риски.
    6. Специальные экономические зоны
    В отсутствие федерального законодательства законодательство о специальных экономических зонах достаточно активно развивается на региональном уровне. Соответствующие законы приняты и реализуются в Республике Дагестан ( О предоставлении налоговых льгот внешним инвесторам, зарегистрированным на территории Каякентского района ), в Республике Татарстан ( О свободной экономической зоне Елабуга ), в Мурманской области ( О зонах экономического развития (роста) ), в Курганской области ( О локальных зонах экономического развития в Курганской области ), Новгородской области (регламентируется Постановлением Новгородской областной Думы О зонах экономического благоприятствования ).