Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2007, февраль К проекту ФЗ 343558-4 О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации"


Анализ основных положений законопроекта О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации

     Завершение переходного периода в экономике, консолидация общества, укрепление государства и постепенное становление социально ответственного бизнеса позволяют обеспечить совершенствование законодательства в  области охраны труда. На решение поставленной цели направлен законопроект О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации .
    Представленным законопроектом предусматривается дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) статьей 5.271, где предлагается установить административный штраф для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от двадцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда за выплату заработной платы работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда или установленного законом субъекта Российской Федерации размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
_________________________
См.: заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ по проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации ( 343558-4)

    Кроме того, в  статье 5.271  для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также для юридических лиц предусматривается административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а для должностных лиц - дисквалификация на срок от двух до трех лет, за совершение должностным лицом, ранее подвергнутым административному взысканию, аналогичного правонарушения.
_________________________
См.: там же.

    В проекте федерального закона говорится о том, что минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
    Также законопроект позволяет изложить часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в следующей редакции: Минимальный размер оплаты труда - устанавливаемый федеральным законом минимальный размер месячной заработной платы работника, отработавшего месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) .   
_________________________
См.: там же.

    В отличие от действующей редакции Трудового кодекса Российской Федерации (далее -  ТК РФ), - новая редакция исключает тождественность понятий минимальная заработная плата и минимальный размер оплаты труда и оставляет только второе понятие, определяющее минимальный размер оплаты труда.
_________________________
См.: там же.

    В дополняемой законопроектом статье 1331  ТК РФ и статье 5.271  КоАП РФ наряду с понятием минимальный  размер оплаты труда также применяются понятия минимальная заработная плата и размер минимальной заработной платы .
_________________________
См.: там же.

    Законопроектом предлагается установить минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ)  с 1 сентября 2007 года в размере 2000 рублей в месяц.
    Как следует из 5 статьи проекта федерального закона, не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, а также  на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до его введения.
    Одной из главных особенностей данного законопроекта является то, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации смогут с  учётом мнения  трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие размеры МРОТ в субъекте Российской Федерации.
    Существует мнение представителя в Совете Федерации от администрации Ивановской области, что это создаёт определенное неравенство для разных субъектов. В 25-30 регионах будет возможность повысить МРОТ, во всех остальных - нет, то есть для большей части регионов это останется формальным правом.
_________________________
См.: www.katrenko.ru:81/cgi/news-view.html?id=5947  

     Следует обратить внимание на то, что минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не сможет быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
    Выделения из федерального бюджета дополнительных средств, как это следует из финансово-экономического обоснования законопроекта, не потребуется, поскольку предлагается включить в величину МРОТ все виды доплат и надбавок к заработной плате бюджетников, предусмотренные законодательством. В настоящее время их доля варьируется от 40 до 120 процентов - в зависимости от условий и режима труда, сложности работы.
_________________________
См.: заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ по проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации ( 343558-4)

    Финансирование бюджетников при увеличенном до 2000 рублей МРОТ вполне уложится в лимиты, предусмотренные федеральным бюджетом на 2007 год.
     Повышение МРОТ увеличит поступления по подоходному налогу и  единому социальному налогу (ЕСН) за счёт легализации зарплаты на уровне 2000 руб.
     Увеличение МРОТ до 2000 рублей в месяц позволит повысить доходы наименее обеспеченных работников.
    Кроме того, предлагаемое повышение МРОТ обеспечит и соотношение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на уровне около 50%.
_________________________
См.: www.katrenko.ru:81/cgi/news-view.html?id=5947  

     Необходимо обратить внимание на то, что прожиточный минимум в 2007 г., по данным Минфина РФ, составит в среднем по стране 4 тыс. 414 руб.
_________________________
См.: userline.com.ua/news50828.php

    Следует также отметить, что, по прогнозам Минфина, 14% населения России в 2007 г. будет находиться за чертой бедности - уровень дохода у них будет даже ниже официального прожиточного минимума. При этом количество безработных в стране составит по оценкам Минфина 5,4 млн человек.
_________________________
См.: там же.

    Согласно официальным данным, в настоящее время за чертой бедности находятся 45,7% российских пенсионеров - это 17,5 млн человек.
_________________________
См.: www.ohrana-zdorovja.ru/monit-200612-08-15.html

     Минимальный размер оплаты труда будет расти и приближаться к прожиточному минимуму, но самое главное, и это изучается сейчас в особом порядке, необходимо осуществить переход к отраслевой оплате труда с тем, чтобы не нанести ущерб социальным выплатам граждан.
    В настоящий момент все работники бюджетной сферы получают зарплату по единой тарифной сетке, кроме нескольких регионов, которые от неё отказались.  При переходе к отраслевой системе труда появляется гибкая возможность повышать зарплату тем категориям работников, которым надо увеличивать её в первоочередном порядке.
    Законопроект направлен на постепенное увеличение минимального размера оплаты труда, поскольку резкое повышение МРОТ до величины прожиточного минимума может привести к ряду негативных последствий, таких как увеличение издержек государства на оказание услуг, проблема с рентабельностью предприятий, риск безработицы и т.д.
    При условии резкого подъёма заработной платы до величины прожиточного минимума, на предприятиях в результате корректировки шкалы заработной платы произойдёт повышение оплаты труда. В результате  этого увеличатся условно-переменные издержки производства, которые будут переложены на цены. Рост цены означает увеличение прожиточного минимума.
     Таким образом, произойдёт ухудшение финансового положения многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий.  По результатам социологического опроса 15 % промышленных предприятий окажутся на грани банкротства. Отсюда следует, что  возникнет ситуация, при которой задержится заработная плата и значительная часть предприятий будет вынуждена уйти в тень .
_________________________
См.: www.opec.ru/comment_doc.asp?tmpl=comment_doc_print&d

    Изменение трудового законодательства позволит избежать последствий такого рода и в дальнейшем сгладит неравномерности в начислении заработной платы по различным отраслям производства, т.е. произойдёт переход к отраслевой оплате труда.