Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2007, февраль К проекту ФЗ 343558-4 О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации"


Зарубежный опыт регулирования МРОТ


     Введение МРОТ является одним из инструментов государственного регулирования рынка труда, устанавливая его, государство преследует две цели: снижение уровня бедности и защиту работников от возможных экономических потрясений.
    По мнению зарубежных специалистов, увеличение минимального размера оплаты труда - более продуктивный путь борьбы с бедностью, чем использование разнообразных форм социального обеспечения, поскольку повышает стимулирующую роль зарплаты, облегчая для работодателей бремя налогов на социальные нужды.
    Правильно определённый уровень МРОТ, как показывает мировой опыт, улучшает социально-экономическую ситуацию, увеличение потребительского спроса стимулирует развитие производства, усиливается мотивация работников, уменьшается чрезмерная дифференциация доходов, снижается напряжённость в обществе.
    Однако повышение МРОТ сопровождается побочными эффектами, из-за которых осложняется достижение основной цели - снижение уровня бедности. Помимо увеличения безработицы, это ещё и усиление инфляции в результате повышения совокупного спроса.
    Следует отметить, что при поддержке высоких темпов экономического роста, в обозримой перспективе всё более значительная часть работников будет выходить из-за черты бедности, будет получать заработную плату выше прожиточного уровня.  
     Основными критериями при определении размеров МРОТ в большинстве стран служат: удовлетворение насущных потребностей работника и его семьи (с учётом сложившегося уровня зарплаты, социальных выплат и доходов), повышение объёма и темпов роста национального дохода, повышение уровня занятости, улучшение платёжного баланса страны и т.п. Так достигается компромисс между социальными потребностями населения и экономическими возможностями общества. В ряде стран (Бразилия, Аргентина, Мексика и др.) установление МРОТ, обеспечивающего приемлемый уровень жизни, является принципом социальной политики.
    По типу регулирования МРОТ экономически развитые страны можно разделить на две группы. К первой относятся Франция, Нидерланды, Португалия, Испания и Люксембург, где МРОТ устанавливается законодательно, а также Бельгия и Греция, где МРОТ определяется соглашениями. Во вторую группу входят страны, в которых МРОТ утверждается либо отраслевыми соглашениями (ФРГ, Италия, Дания), либо специальными органами (к примеру, комитетами по заработной плате в Великобритании).
_________________________
См.: www.rhr.ru/index/jobmarket/foreign/1767

    Типичным примером государственного регулирования МРОТ может служить Франция, где этот механизм отлажен и действует с 50-х годов: государство устанавливает МРОТ, обязательный для всех предприятий. Минимальная межпрофессиональная возрастающая заработная плата во Франции была учреждена законом 1970 г. с тем, чтобы обеспечить наёмным работникам, получающим наиболее низкую заработную плату, гарантию их покупательной способности и участие в экономическом развитии нации . Закон регламентирует почасовую минимальную зарплату.
_________________________
См.: там же.

    Законодательство предусматривает три способа регулирования межпрофессионального МРОТ. Во-первых, его ежегодно (по состоянию на 1 июля текущего года) пересматривают после соответствующего соглашения с Национальной комиссией по коллективным переговорам. Во-вторых, минимальная заработная плата повышается в соответствии с динамикой общенационального индекса цен на потребительские товары и услуги (не менее 2% роста по сравнению с уровнем, зафиксированным на момент предыдущего пересмотра). В-третьих, совет министров может в любой момент своим декретом установить новый минимум. При этом исходят из того, что ежегодный рост покупательной способности минимальной заработной платы не может быть ниже половины роста покупательной способности средней часовой зарплаты.
_________________________
См.: там же.

    Единого подхода к определению МРОТ нет, но часто он служит эффективным инструментом регулирования экономической деятельности, оптимизации распределения доходов, повышения покупательной способности граждан.
    Например, в Германии МРОТ как государственный социальный норматив не устанавливается. Вместо него используется минимальная тарифная ставка, которая определяется в тарифном соглашении.
     Своеобразен механизм пересмотра МРОТ в Японии. Национальный минимальный размер оплаты труда устанавливается правительством. Если министр труда совместно с начальниками префектурных бюро трудовых конфликтов сочтёт необходимым повысить МРОТ низкооплачиваемым работникам (к которым относятся рабочие с почасовой оплатой труда, люди молодого и пенсионного возрастов, неквалифицированные рабочие), то его размер пересматривается специальными комиссиями, утверждаемыми министром труда. В их состав входят представители государства и префектур. Основанием для увеличения размера МРОТ является также обращение работодателей и профсоюзов 2/3 предприятий региона в бюро норм труда префектуры с просьбой о повышении МРОТ до уровня, достигнутого на этих предприятиях, рабочим остальных предприятий. Региональный МРОТ пересматривается один раз в год.
_________________________
См.: там же.

    В США государство вообще не несёт никаких обязательств по регулярному пересмотру МРОТ, осуществляя его сугубо по своему усмотрению.
     В конгрессе США рассматриваются предложения о привязке МРОТ либо к уровню потребительских цен, либо к среднечасовой заработной плате. В этом случае размер МРОТ мог бы автоматически возрастать из года в год. В настоящее же время его размер устанавливается в номинальном выражении. В результате складывается определённая динамика отношения минимальной заработной платы к среднечасовой.
_________________________
См.: www.rhr.ru/index/jobmarket/foreign/1767

    Непродуманное законодательное установление МРОТ чревато негативными последствиями, затрудняющими достижение главной цели - уменьшения уровня бедности.
     Так, введение МРОТ, не подкреплённое предварительными расчётами, может отрицательно повлиять на занятость, привести к уменьшению числа рабочих мест, особенно среди молодёжи.
    Важным моментом является степень охвата работников различных отраслей экономики законодательно установленным МРОТ (сегодня в США их доля составляет 88% всей рабочей силы). Ещё в начале 60-х годов прошлого столетия, более трети работников не имели гарантированного МРОТ. В числе "неохваченных" отраслей были розничная торговля, обслуживание, сельское хозяйство. В этих же секторах и сегодня закон о МРОТ применяется недостаточно широко. Прежде всего, это касается работников малых предприятий.
_________________________
См.: там же.

    Установление эффективного МРОТ может повлечь за собой повышение производительности труда. Увеличение ставок в связи с установлением МРОТ, по всей видимости, побудит работодателей использовать труд низкооплачиваемых работников более эффективно, в результате чего производительность труда возрастёт. Более высокая зарплата, как известно, мотивирует работников к более высокой продуктивности труда.