Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2007, февраль К проекту ФЗ 343558-4 О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации"


Отечественный опыт регулирования МРОТ


     В России с её огромной территорией, разнообразными природно-климатическими и социально-экономическими условиями МРОТ, устанавливаемый на федеральном уровне, выступает как одна из социально-экономических гарантий единства государства.
    В начале 90-годов XX столетия предполагалось, что МРОТ будет соответствовать прожиточному минимуму, но с ростом инфляции он начал всё больше и больше отставать от этого показателя. По заключению международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 г., МРОТ должен был достигать 68% от национальной средней заработной платы. Но в России эта цифра снизилась в 1999 г. до 5,3%. И хотя затем она стала постепенно расти, в июне 2003 г. она составила всего лишь 8,1%. Для части населения, получающей подобную зарплату, она вообще перестала выполнять воспроизводственную функцию. Социологические опросы показывают, что в лёгкой промышленности зарплату ниже МРОТ получают 20% работников, в машиностроении и металлообработке - 2,6-4,4% работников.

    Низкий уровень МРОТ способствует занижению уровня зарплаты в целом по стране, что приводит, по существу, к сохранению характерной для советских времен модели экономики дешёвого работника , не соответствующей требованиям рынка, в частности, принципу адекватной оценки количества и качества труда.
    Особенностью современной России являются возросшее неравенство регионов России по уровню жизни населения.  
     Исследования региональных аспектов бедности показывают, что наиболее значительные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с низким уровнем экономического развития, слабыми возможностями обеспечения за счёт собственных ресурсов приемлемого уровня развития социальной сферы. В таких регионах, как правило, пониженный, по сравнению с другими территориями, удельный вес занятого населения.
_________________________
См.: Об уровне жизни населения России , аналитический вестник ГД ФС РФ М.,  2004.

    В целом по покупательной способности денежных доходов можно выделить три группы субъектов Российской Федерации.
     К первой группе относятся субъекты, в основном, с бедным населением (покупательная способность денежных доходов ниже 1 прожиточного минимума).  
_________________________
См.: taganrogbiz.ru/045143337/6098235986

     Вторую группу составляют субъекты с низкообеспеченным населением (покупательная способность ниже 2-х прожиточных минимумов, но одновременно выше 1 прожиточного минимума). Таких регионов - подавляющее большинство,  в III квартале 2003 года  в их число входили  57 субъектов Российской Федерации.
_________________________
См.: там же.

      В третью группу входят субъекты Российской Федерации со сравнительно обеспеченным населением - с покупательной способностью выше 2-х прожиточных минимумов.  В эту группу входили  27 субъектов Российской Федерации.
_________________________
См.: там же.

    Следует отметить, что  субъекты Российской Федерации, относящиеся ко 2 и 3 группам могут использовать положения законопроекта О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации для установления собственного МРОТ, не ниже установленного федеральным законодательством, поскольку, низкая заработная плата не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, к развитию платных услуг и обеспечить эффективную адресную социальную помощь малообеспеченным гражданам.
    Острой проблемой в сфере оплаты труда остаётся несвоевременная выплата заработной платы и её выплата ниже МРОТ. Основными причинами невыплаты заработной платы являются плохое финансовое состояние работодателей. Во многих случаях их неплатёжеспособность, в том числе по заработной плате, связана, помимо других причин, с крайне неудовлетворительным и неумелым руководством производственной и финансово-хозяйственной деятельностью со стороны администрации этих организаций.
_________________________
См.: lesbo.ru/biglib/print/2178/all.html  

     Проект федерального закона снимает часть этих проблем, вводя новую систему штрафных санкций за снижение МРОТ, и в перспективе может снизить остроту остальных проблем в  данной сфере.
    Минимальный размер оплаты труда служит базой для определения ставок более высоких разрядов. Таким образом, он влияет на всю систему организации заработной платы. Можно говорить также, что низкий уровень МРОТ ослабляет стимулирующую (мотивационную) функцию зарплаты, увеличивает бедность, подрывает возможности расширения платёжеспособного спроса населения, особенно низкооплачиваемых слоёв, потребляющих в основном отечественные товары.
    Кроме того, если исходить из общепринятых международных стандартов, МРОТ, а также стипендии, пенсии и другие социальные выплаты по мере роста потребительских цен должны индексироваться. Поскольку основой благосостояния общества является труд, темпы увеличения МРОТ должны быть выше темпов роста социальных выплат. Повышение МРОТ наиболее оправданно увязывать с темпами роста потребительских цен в том случае,  если они превышают 6% в год.
_________________________
См.: www.chelt.ru/2001/9/fedchenko_9.html  

     Для поэтапного решения указанной проблемы, с учётом известных реалий, является актуальным осуществление постепенного перехода на новый социальный стандарт заработной платы - минимальную почасовую оплату труда. Она позволит более гибко учитывать условия найма работников, занятых неполный рабочий день, принять нормативные акты, предусматривающие условия почасового найма.
_________________________
См.: там же.

     В пункте 3 статьи 37 Конституции РФ установлена норма, согласно которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом , а также право на защиту от безработицы .
_________________________
См.: Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература. 1993

    В связи с этим заслуживает внимания мнение специалистов относительно перехода, с учётом конституционной нормы, от единого МРОТ по стране к дифференцированной по субъектам Российской Федерации. Это предлагается сделать, используя в каждом субъекте Российской Федерации, установленное в государственном бюджете на очередной год соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума.