Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2007, февраль К проекту ФЗ 343558-4 О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации"


Выводы и рекомендации


     Установление минимального размера оплаты труда, включающего доплаты и надбавки к заработной плате, на уровне 2000 рублей в месяц, как это следует из финансово-экономического обоснования к проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации , не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и позволит осуществлять финансирование расходов на оплату труда работников федеральных государственных учреждений в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 2007 год.
_________________________
См.: финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда ( 343558-4) // http://sozd.parlament.gov.ru/

    Предлагаемое повышение МРОТ обеспечит и соотношение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на уровне около 50%.
     Одной из главных особенностей данного законопроекта является то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, смогут, с  учётом мнения  трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня, принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие размеры МРОТ в субъекте Российской Федерации, не ниже федеральных нормативов.
    Правильно определённый уровень МРОТ, как показывает мировой опыт, улучшает социально-экономическую ситуацию, увеличение потребительского спроса стимулирует развитие производства, усиливается мотивация работников на высокопроизводительный труд, уменьшается чрезмерная дифференциация доходов, снижается напряжённость в обществе.
    Основными критериями при определении размеров МРОТ в большинстве стран служат: удовлетворение насущных потребностей работника и его семьи (с учётом сложившегося уровня зарплаты, социальных выплат и доходов), повышение объёма и темпов роста национального дохода, повышение уровня занятости, улучшение платёжного баланса страны и т.п.
    Установление эффективного МРОТ может повлечь за собой повышение производительности труда. Увеличение ставок в связи с установлением МРОТ, по всей видимости, сможет побудить работодателя использовать труд низкооплачиваемых работников более эффективно, в результате чего производительность труда возрастёт.
    Повышение МРОТ наиболее оправданно увязывать с темпами роста потребительских цен, если они превышают 6% в год.
     При определении уровня оплаты труда работников организаций бюджетной сферы субъектам Российской Федерации предлагается ориентироваться на минимальный размер оплаты труда и отраслевые системы оплаты труда, принятые на федеральном уровне, с учётом собственных финансовых возможностей и помощи субъектам Российской Федерации, предусмотренной в федеральном бюджете.
    В одном из предложений по увеличению МРОТ, высказанных на совещании представителей правительства, партии Единая Россия ,  объединения работодателей КСОРР (координационный совет объединений работодателей России), проходившем 7 февраля в Государственной Думе было высказано пожелание  об увеличении  МРОТ с 1 сентября 2007 г. до 2500 руб., а к концу 2008 г. - до 4300 руб. Но при внесении изменений Министерством финансов должно быть написано новое финансово-экономическое обоснование проекта, в котором будут уточнены предложенные цифры, поскольку предложенные изменения могут привести к нагрузке на федеральный и региональные бюджеты.
_________________________
См.: http://newsru.com/finance/08feb2007/mrot_print.html

    По данным Росстата на апрель 2006 г., зарплату ниже 2000 тысяч руб. в месяц в России получало около 6,6 млн человек. Однако дополнительное повышение МРОТ потребует изменения бюджета 2007 г. Исходя из роста расходов на 25%, в сумме расходы консолидированного бюджета должны увеличиться примерно на 15 млрд рублей до конца 2007 года. Поэтапное доведение минимальной зарплаты к 2008 году до 4300 руб. потребует существенного роста расходов консолидированного бюджета. Эта сумма может достичь  нескольких сот миллиардов рублей.
_________________________
См.: там же.