АЗ, 2006, ноябрь К проекту федерального закона 312734-4 О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)
Статистика свидетельствует о том, что из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны принять лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров-управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона, но устроиться по специальности смогут далеко не все.
Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения (МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный университет - Высшая школа экономики и некоторые другие авторитетные вузы), с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться.
Кроме того, образованию в Российской Федерации не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта Образование . Следует отметить, что органы государственной власти не смогут справиться с возникшими трудностями самостоятельно, поскольку сложившаяся ситуация требует вмешательства бизнес - структур.
По словам заместителя министра образования и науки РФ А. Г. Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты.
Позитивной тенденцией в сфере образования явилась разработка законопроекта О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) , поскольку частично снизилось усугубление произошедшего разрыва традиционных связей между системой образования и экономикой ввиду функционально неполного законодательства, по существу не предусматривающего участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования.
Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная , - убеждена заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В. Н. Иванова.
Что касается форм взаимодействия системы образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание должно быть привлечено к созданию эффективной оценки образовательного уровня, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов.
Среди вышеперечисленных мероприятий особое внимание в настоящий момент уделяется образовательному кредиту. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, бизнес может принять в данной ситуации непосредственное участие. Кредиты будут выдаваться банками-агентами, список которых формируется на конкурсной основе. Такое кредитование пока будет осуществляться в экспериментальном режиме лишь в нескольких вузах.
Таким образом, требуется проведение значительных реформ в области образования и законопроект О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) является ключевым фактором в проведении данных изменений.