Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, июнь О реализации Федерального закона от 24 августа 2004 г. 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу...

Введение


     Перед трансформирующейся Россией, определяемой в Конституции как социальное государство, стоит задача синтеза современного мирового опыта социально-политического развития, западного экономико-рыночного рационализма и собственной национально-культурной идентичности. При этом ее реформаторы не могут уповать на одни только рыночные механизмы там, где они фактически отсутствовали и где их эффективность недостаточно  высока, а разрушение прошлых структур само по себе не ведет к созданию конкурентной экономики или современного демократического общества. В таком случае рыночные отношения и демократия могут формироваться при участии такого нерыночного субъекта, как государство, которое играет в известном смысле роль самоотрицателя , создавая условия для передачи в распоряжение общества многих своих функций.
     Для современного меняющегося мира характерно приобретение существующими правовыми государствами характера социальных, в связи с чем конечной целью их развития становится утверждение принципа социальной справедливости, что означает:
    - во-первых, гарантии для каждого человека права на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния;
    - во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия к их социальному равноправию;
    - в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

     Стратегия социального реформирования России в принципиальных своих основах ориентирована на вышеуказанные цели. Ими продиктованы установки на удвоение ВВП до 2010 г., программа борьбы с бедностью, административная реформа, планы замены натуральных льгот многочисленных категорий населения денежными компенсациями.

     1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
    Федеральный закон был принят в целях приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

*
*     *