АО, 2004, апрель Зарубежное законодательство о борьбе с наркоманией и беспризорностью среди молодежи и несовершеннолетних
Программой ООН по контролю за наркотиками разработано Типовое законодательство, которое рекомендуется всем странам для принятия его за основу при разработке национальных антинаркотических законов. В Единой конвенции О наркотических средствах 1961 г., с поправками, внесенными в нее, в соответствии с Протоколом 1972 г. О поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции О психотропных веществах 1971 т. и Конвенции О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. предусмотрены апробированные международной практикой борьбы с незаконным оборотом наркотиков положения, регламентирующие многочисленные и разнообразные грани этой деятельности, в том числе - определяющие оптимальный круг деяний, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, представляющими реальную общественную опасность.
О НАРКОТИКАХ И БОРЬБЕ С НИМИ
|
|
|
|
Единая конвенция о наркотических средствах (с изменениями от 25 марта 1972 г.) |
Конвенция ООН |
|
|
Конвенция ООН |
|
|
Конвенция ООН |
|
|
Декларация Генеральной Ассамблеи ООН |
|
|
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН |
|
|
Декларация ООН |
|
|
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН |
|
|
Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН |
|
|
Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН |
|
|
Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН |
|
|
Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН |
|
|
Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН |
|
|
Конвенция ООН |
|
|
Соглашение ООН |
|
|
Концепция системы ООН |
|
|
Конвенция Совета Европы |
|
|
Конвенция Совета Таможенного сотрудничества |
|
Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
Соглашение стран СНГ |
Между тем законодательства государств по многим параметрам значительно разнятся. Так, в отдельных странах за правонарушения, связанные с торговлей наркотиками, устанавливается ответственность, предусматривающая смертную казнь, в других - 25 лет лишения свободы, в третьих - не более 15 лет. Неоднозначно рассматривается вопрос об установлении уголовной ответственности за потребление наркотических средств и их хранение в личных целях. Даже в странах Европейского союза нет однозначного решения по этим вопросам.
Социальная политика в отношении употребления наркотиков отражается в законодательстве страны. Различия в разных странах порой доходят до противоположностей. Так в США провозглашается абсолютная нетерпимость к употреблению наркотиков. Эта политика противопоставляется другой социальной стратегии - уменьшения вредных последствий, применяемой в Англии и Нидерландах. Политика уменьшения вредных последствий, главным образом, преследует цели минимизации последствий употребления на личность и общество. Самыми тяжелыми из таких последствий являются преступность и распространение ВИЧ-инфекции. Поэтому общество начинает поддерживать употребление наркотиков, обеспечивая наркоманов одноразовыми шприцами и, выписывая лекарственные наркотические средства. Такие меры призваны снизить частоту ВИЧ-инфицирования, уменьшить количество краж и грабежей.
Другой пример, столица Нидерландов - Амстердам, где частью стратегии было снисходительное отношение полиции к хранению и употреблению наркотика, за которым закрепилось название легкий . Тюремное наказание там грозит только за распространение тяжелых наркотиков. Кроме того, передвижные станции распространяют наркотик, с тем, чтобы наркоманы были сыты и не совершали противоправных действий. Поскольку Голландия пользуется репутацией страны вседозволенности в отношении контроля над наркотиками, заслуживает более подробного рассмотрения ситуация в этой стране. Существует миф, что легкие наркотики там полностью легализованы и продаются без ограничений через сеть так называемых кофеен (coffee shops). Голландия одна из немногих стран, где наркотики официально разделяются на легкие и тяжелые . На самом деле все наркотики, перечисленные в международных конвенциях, в Голландии запрещены. Это значит, что транспортировка, продажа, производство и хранение этих веществ здесь преследуется по закону, нарушение его грозит сроком тюремного заключения от 1 месяца до 8 лет. Нидерланды как и Германия, Великобритания не преследуют людей за употребление наркотиков. Несмотря на запрет, кофейни продают легкий наркотик, т.е. закон есть, но не исполняется, кофейням разрешено нарушать закон. Однако их владельцы должны соблюдать ряд строгих правил. В частности, в одни руки, только лицам не моложе 18 лет продается строго определенное минимальное количество. Наркотики в стране нельзя рекламировать, нельзя торговать тяжелыми наркотиками и, наконец, в кофейнях нельзя одновременно хранить более строго определенного небольшого количества. В случае несоблюдения этих правил заведение будет закрыто. Допуская деятельность кофеен , власти преследуют их поставщиков, поскольку это, как правило, преступные организации. Тем не менее, многие противники такой политики сегодня называют Голландию наркотической ямой Европы.
К производителям и распространителям наркотиков разные страны мира применяют разные по своей суровости санкции. В других странах Европы - Австрии, Франции и Швейцарии распространение и производство наркотиков грозит сроком лишения свободы до 20 лет, Дании и Германии - до 15, Швеции - до 10, Венгрии - до 8, Польши - до 7,5, Италии - от 2 до 20, , Великобритании, Греции, Австралии (Новый Южный Уэльс) - до пожизненного.
В странах Азии и Африки предусмотрены еще более длительные сроки тюремного заключения : в Индии - до 20 лет, в Шри-Ланке и Кении -до 10, в Кот-д'Ивуар - от 3 месяцев до 5 лет, в Японии, Таиланде, Египте, Нигерии - до пожизненного. В Латинской Америке можно попасть на 20 лет: в Венесуэле, до - 15 Аргентине, Эквадоре и Коста-Рике - до 12.
Законодательство ряда стран до сих карает само употребление наркотиков. Это Франция (лишение свободы на срок от 2 месяцев до года и штраф от 500 до 5000 франков), Греция (от 2 до 5 лет), Австралия (2 года и/или штраф в 2000 долларов) и Швейцария (от 1 дня до 3 месяцев или штраф).
Законодательством ряда стран за производство и распространение предусмотрена и смертная казнь. Она введена в Индии, Бангладеш, Индонезии, Иране, Малайзии, Южной Корее, Таиланде, Турции, Египте, Саудовской Аравии. В этих странах применяется, как правило, либо повешение (в бывших английских колониях), либо расстрел (колонии Франции и других континентальных держав), В странах шариата, например в Саудовской Аравии, осужденному отсекают голову. Головы в королевстве рубят почти ежедневно, хотя традиционно это совершается в пятницу после дневной молитвы. За месяц может быть казнено до 40 человек, в том числе и иностранцев, главным образом за торговлю наркотиками.
Казнь проходит обычно в наиболее многолюдных местах, присутствие женщин поощряется. Такая норма введена даже в законодательства ряда стран. Например, в Иране: ст. 4 Закона "О борьбе с употреблением наркотиков" указывает на то, что казнь целесообразно совершать в общественных местах. По этому же законодательству у приговоренного к пожизненному заключению или смертной казни конфисковывается имущество за исключением совсем незначительной части.
В ряде государств получили распространение и телесные наказания, главным образом бичевание. Оно, как правило, является дополнительным наказанием к пожизненному заключению, срочному лишению свободы или штрафу.
СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС
С ростом объемов потребления наркотиков в Европе отмечаются новые тенденции в практике применения законов об использовании наркотических веществ. В общем случае, когда личное потребление наркотика не связано с его продажей или иными отягчающими обстоятельствами, судебные власти склонны не приговаривать наркоманов к тюремному заключению, отдавая вместо этого предпочтение мерам административного, медицинского и общественного характера (или другим формам отвлечения от наркомании). Тем не менее, в уголовных законодательствах сохраняются нормы, предусматривающие тюремное заключение только за использование наркотиков.
В случаях, когда правонарушение, связанное с наркотиками и совершенное лицом физически или психологически наркозависимым должно было бы повлечь мягкий приговор, судебная практика всех 15 стран-членов ЕС, как правило выбирает стратегию общественного или медицинского воздействия. Лечение в качестве альтернативы наказанию предлагается во всех странах-членах, причем тюрьма как репрессивное средство используется только в тех случаях, когда речь идет о больших количествах наркотиков или в деле присутствуют отягчающие обстоятельства.
Большинство стран-членов ЕС в своем законодательстве проводят различие между преступлениями связанными с наркоманией и касающимися производства, перевозки и торговли наркотическими веществами и использованием подобных веществ в личных целях наркозависимым лицом или случайным потребителем. В случае несистематического личного употребления наркотиков без отягчающих обстоятельств судебно-правовые системы многих государств-членов ЕС могут предложить пользователю воздержаться от дальнейшего приема наркотических веществ, наложить на него штраф или применить меры административного воздействия (например, приостановить действие водительских прав или разрешения на хранение огнестрельного оружия, изъять паспорт).
Законы об употреблении наркотиков
Законы европейских стран, определяющие ответственность лица за употребление наркотических веществ (употребление per se ), достаточно сильно отличаются друг от друга. Употребление per se является юридическим понятием, определяющим использование лицом наркотических веществ для личного потребления, в отличие от иных противоправных деяний, как например хранение, выращивание, перевозка или продажа. Законодательства некоторых стран-членов ЕС отражают это юридическое подразделение, выделяя употребление наркотиков в отдельное правонарушение. В четырех государствах (Франции, Финляндии, Греции и Швеции) потребление наркотиков является отдельным правонарушением, наказуемым в соответствии с положениями национальных судебных систем. В пяти других употребление наркотиков запрещено только в определенных обстоятельствах (например, в общественных местах, группами лиц, или если речь идет о специально оговоренных веществах). В четырех оставшихся странах употребление наркотиков не рассматривается как отдельное преступление.
Хранение наркотических веществ в данном документе следует понимать как незаконное хранение наркотического вещества, находящегося в списке запрещенных, либо его приобретение.
В ЕС набирает силы тенденция проведения различия между правонарушениями, которые могут быть приписаны использованию наркотиков отдельным потребителем, причем речь может идти как о наркозависимости, так и об отдыхе , и теми, которые связаны с поставками наркотических веществ. Хранение наркотических веществ все в большей степени становится сферой применения мер медицинского или социального характера, нежели судебного преследования. Если верить документам, правонарушитель может избежать выдвижения против себя обвинения и тюремного заключения за незначительные преступления в случае согласия на прохождение курса реабилитации. Тем не менее, сейчас очень трудно судить, насколько широко этот принцип применяется на практике.
В 11 из стран-членов ЕС представители судебных властей, проводя разбирательство по делам, связанным с небольшими количествами наркотиков, должны оценить, идет ли в данном случае речь об их использовании в личных целях или нет. Естественно, что выяснение причины совершения правонарушения является одним из основополагающих принципов в назначении и применении мер наказания. Количество и характер обнаруженных наркотиков - это еще два основных момента, принимаемых во внимание при вынесении приговора.
На практике лицо, обвиненное только в хранении наркотиков, вовсе не обязательно будет приговорено к тюремному заключению. Суды, как правило, обладают достаточно широкими полномочиями в области возможных наказаний - это определяется особенностями национальных законодательств, обстоятельствами конкретного дела (идет ли речь о наркомане или нет), месте совершения преступления (город или сельская местность), количестве и виде наркотического вещества - так что представляется практически невозможным очертить какие-то конкретные жесткие правила даже в рамках одной страны.
Например, в Европе совершенно четко прослеживается тенденция к тому, что владение марихуаной наказывается судами не так сурово, как владение героином, что объясняется тем, что марихуана представляется менее опасным веществом. Тем не менее, известны случаи, когда обладание небольшим количеством марихуаны наказывалось более сурово, нежели обладание небольшим количеством героина, поскольку во втором случае присутствовала наркозависимость, а в первом - нет. Лицо, задержанное в сельской местности, имеет гораздо большие шансы оказаться за решеткой, чем его городской товарищ по несчастью. Эти и подобные им индивидуальные различия приводят к тому, что аналогичные преступления влекут за собой различные наказания не только в разных государствах-членах ЕС, но даже в различных регионах одной и той же страны.
Тем не менее, можно выделить некоторые общие для ЕС подходы, касающиеся ареста совершеннолетнего лица за хранение наркотиков.
Причина преступления
Первый общий момент касается причины преступления. Следственные органы в первую очередь определяют, предназначался ли обнаруженный наркотик для личного употребления или для продажи. Это различие - явное в некоторых странах и более завуалированное в других - является основополагающим при определении вида наказания за хранение наркотиков.
В 11 из 15 стран-членов ЕС хранение наркотиков для личного употребления при назначении наказания рассматривается как смягчающее обстоятельство. В Испании, Италии и Португалии хранение наркотиков только для личного употребления рассматривается лишь как административное правонарушение. В Люксембурге это относится лишь к марихуане. В остальных 11 странах наказания за хранение наркотиков для личного употребления варьируются от предупреждений до штрафов и незначительных сроков тюремного заключения.
В Греции, Финляндии, Франции и Швеции, где хранение наркотиков для личного употребления официально не рассматривается в качестве смягчающего обстоятельства, суды решают по прецеденту, какие действия следует предпринять, и будут ли они производиться в рамках уголовного законодательства, или каким-либо другим образом. Ситуация в этой области не стоит на месте, свидетельством чему, в частности, служит французская директива от июня 1999 года, рекомендующая прокурорам и судьям в делах о лицах не совершивших никаких иных правонарушений, кроме употребления запрещенных наркотических веществ, прибегать к уголовным наказаниям лишь в качестве крайнего средства. В Греции закон, принятый в 1999 году, рассматривает торговлю наркотиками в малых объемах как преступление намного менее серьезное, чем организованная торговля (наказываемая очень строго) поступая так в интересах наркоманов, которые продают часть своих личных запасов, чтобы удовлетворить собственную потребность в наркотиках.
Количество наркотиков, находящееся в собственности лица.
Второй общий фактор, принимаемый во внимание всеми странами-членами ЕС, это количество наркотиков, находящееся в собственности конкретного человека. Рассуждая логически, можно предположить, что малые количества указывают на использование препарата скорее в личных целях, нежели для продажи, однако различные национальные законодательства не всегда проводят четкую количественную границу между объемами, предназначенными на продажу и для личного употребления. В результате каждый суд принимает решение, исходя из различных специфических обстоятельств конкретного дела.
При этом уделяется большое внимание психофизическому состоянию индивида. Лицу, демонстрирующему явные признаки наркозависимости, даже если он или она уже известны полиции, придется пройти курс лечения или принять участие в программе поддержки. При этом, однако, возникает проблема людей, которые, так сказать, еще не вовлечены в наркотическую среду. В судах оказывается все больше людей, которые не (или еще не) демонстрируют признаков зависимости от наркотиков. Они получили наименование случайных пользователей или пользователей выходного дня .
Характер наркотических веществ
Характеру наркотических веществ, которые хранил обвиняемый, судом придается особое значение. В практике решения этого вопроса на будущее у стран-членов ЕС существует консенсус. Продукты каннабиса, марихуана, гашиш и их производные рассматриваются с большим снисхождением, нежели вещества, полагаемые более опасными.
Рецидивизм
Повторное нарушение, связанное с хранением рассматривается как отягчающее обстоятельство, даже невзирая на очевидность того факта, что наркозависимый индивид скорее всего совершит подобное правонарушение неоднократно.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС
Италия
В Италии незаконная деятельность, связанная с наркотиками осуждается в зависимости от того, идет ли в конкретном случае речь об удовлетворении личных потребностей или о торговле. Наказания и санкции учитывают как вышеназванный момент, так и различие в природе наркотических веществ.
Хранение наркотических веществ для личного употребления было депенализировано в 1990 году и карается исключительно административными санкциями.
Применение наказаний
Хранение для личного употребления:
административные санкции:
Списки I, III (например, героин, кокаин, ЛСД): от двух до четырех месяцев;
Списки II, IV (например каннабис, некоторые амфетамины): от одного до трех месяцев.
Для лиц, впервые совершивших правонарушение, или в случае, если правонарушение совершено малолетним, а вещества, о которых идет речь включены в списки II и IV, прокурор может принять решение ограничиться предупреждением. Действие санкций или наказания может быть приостановлено в случае, если правонарушитель выражает желание пройти курс лечения.
Хранение (не для личного употребления) рассматриваемое как торговля в малых размерах:
Списки I, III: от одного до шести лет;
Списки II, IV: от шести месяцев до четырех лет.
Испания
В Испании хранение любого количества запрещенного вещества карается по закону. В соответствии с законом от 21 февраля 1992 года хранение для личного употребления влечет за собой только административные санкции. Количественные показатели понятия для личного употребления законом не определяются, и судебные власти решают этот вопрос применительно к каждому конкретному делу.
Назначенные наказания варьируются в зависимости от того, представляет данный наркотик серьезную угрозу здоровью или нет. В соответствии с постановлением Верховного Суда, амфетамины, кокаин и героин, в отличие от каннабиса, включены в число тех веществ, которые могут представлять подобную угрозу.
Применение наказаний
Хранение для личного употребления:
административные санкции.
Хранение не для личного употребления:
Тюремное заключение на срок от года до четырех лет и двух месяцев (т.е. от 12 до 50 месяцев) и штраф в случае веществ, не представляющих серьезной угрозы здоровью;
Тюремное заключение на срок до восьми лет в случае веществ, представляющих серьезную угрозу здоровью.
Ирландия
В Ирландии практически все дела, связанные с наркотиками, рассматриваются судом, хотя подобная политика сейчас находится в стадии пересмотра, и дела подобного рода все в большей степени передаются специально создаваемым судам по вопросам наркотиков.
На практике, приговор по делу о хранении героина будет зависеть от того, идет ли речь об осуждении в первый раз. Хранение для личного употребления в большинстве случаев не повлечет за собой вынесения приговора о содержании под стражей, дело скорее всего ограничится назначением испытательного срока или отсрочкой в исполнении приговора. Спектр применяемых наказаний варьируется от штрафа или общественных работ до отсроченного приговора.
Применение наказаний
Хранение каннабиса или смолы каннабиса для личного употребления:
наказуемо штрафом в случае первого или второго правонарушения. Третье и последующие правонарушения, связанные с хранением для личного употребления каннабиса или смолы каннабиса влекут за собой тюремное заключение сроком до одного года (при осуждении в порядке суммарного производства), или до трех лет (при осуждении по обвинительному акту).
Хранение прочих наркотических веществ, либо хранение каннабиса без цели личного употребления:
тюремное заключение на срок до одного года или штраф в размере до 1000 ирландских фунтов (1270 евро) (при осуждении в порядке суммарного производства), или тюремное заключение на срок до семи лет или штраф (при осуждении по обвинительному акту).
Хранение прочих наркотических веществ, либо хранение каннабиса без цели личного употребления при наличии отягчающих обстоятельств:
возможно пожизненное заключение.
Дания
Датское законодательство подразделяет преступления, связанные с наркотиками, на незначительные , обычные или серьезные . Эта классификация не проводит различия между тем, хранился ли наркотик для личного употребления или нет, однако разделяет правонарушения по степени их тяжести. Окончательное решение остается за судебными властями. Раздел 3 Закона об эйфории от 1955 года и поправки к нему гласят, что наказаниями за нарушение данного закона являются штраф, арест или тюремное заключение сроком до двух лет. Закон не оговаривает каких-либо отягчающих обстоятельств, которые могут увеличить срок тюремного заключения, а также не проводит различия между тяжелыми (кокаин, героин, амфетамины) и легкими (продукты каннабиса) наркотическими веществами.
В то же время суды в своей повседневной практике руководствуются директивой от 1971 года, проводящей различие между типами наркотических веществ. В соответствие с этой директивой, хранение препаратов каннабиса рассматривается как менее серьезное правонарушение, нежели правонарушения, связанные с более опасными наркотиками. Радикальным образом отличается лишь порядок действий в делах, связанных с героином. При этом полиции важно определить, идет ли в данном случае речь о хранении наркотика для личного употребления, либо он хранился с целью последующей продажи. Отправной точкой в рассуждениях по этому вопросу является количество найденного препарата. В случае хранения героина для личного употребления, наиболее распространенной санкцией является вынесение предупреждения и конфискация наркотика. Однако, наркотик может быть конфискован только в том случае, если лицу, о котором идет речь, предъявлено обвинение. Поэтому во многих случаях полиция предъявляет обвинение и конфисковывает героин, однако судебные органы не настаивают на данном обвинении.
В случае, если лицо неоднократно уличалось в хранении героина для личного употребления, на него может быть наложен штраф. Наркоманам, хранящим одну дозу для личного употребления, она может быть в некоторых случаях оставлена. Полиция исходит из того соображения, что эффект от подобной конфискации минимален, поскольку лицо, о котором идет речь, может быть вынуждено совершить преступление, чтобы добыть денег на новую порцию наркотика. Представляется также, что обычной практикой полиции стал отказ от изъятия той дозы, приготовлением которой занят наркоман в момент задержания, и ему предоставляется возможность завершить процесс.
Применение наказаний
Хранение малых количеств каннабиса:
полиция ограничится вынесением предупреждения нарушителю.
Хранение очень больших количеств каннабиса либо любых количеств более сильного наркотика:
тюремное заключение на срок от шести до десяти лет.
Хранение более сильных наркотиков:
рассматривается как серьезное преступление, особенно если речь идет о торговле. Она ведет к тюремному заключению сроком до шести лет, причем срок может быть увеличен до десяти лет если в деле фигурируют большие количества особо опасных наркотических веществ. При наличии отягчающих обстоятельств наказание может быть увеличено на срок до 50 % от максимального.
Греция
В Греции лица, совершившие правонарушения, связанные с наркотиками, делятся на две группы: наркозависимых и нарконезависимых, и их наказания варьируются соответствующим образом.
Пользователи, не страдающие зависимостью, либо вызываются в суд без временного содержания под стражей или обязываются пройти консультационную программу, при этом сведения о судимости нигде не фиксируются.
Правонарушители-рецидивисты подвергаются заключению в специальные детоксификационные отделения, действующие в рамках существующей пенитенциарной системы.
Случайные пользователи препровождаются в ведение районного прокурора, однако не обязательно подвергаются судебному преследованию.
Пользователи, страдающие наркозависимостью, арестованные за хранение наркотиков для личного употребления могут выбрать между добровольным прохождением программы детоксикации, заключением в детоксификационное отделение тюрьмы или выходом на свободу после того, как против них будет выдвинуто обвинение.
Наркозависимые пользователи имеют возможность проводить определенное время (часы, дни) не в тюрьме, а в госпитале.
В случае хранения каннабиса, героина или кокаина полиция обязана, невзирая на вид наркотического вещества и изъятое количество, направить правонарушителя к районному прокурору, единственному лицу, обладающему полномочиями для выдвижения обвинения. Конкретное наказание впоследствии определяется судом.
В соответствии с законом 2161 от 1993 года, при вынесении приговора суд принимает во внимание количество изъятого вещества для того, чтобы решить, идет ли в данном случае речь об использовании в личных целях, или нет. Также учитывается степень вреда, приносимого конкретным наркотиком, и его место в таблице классификации наркотических веществ, содержащейся в законе 1729 от 1987 года.
Применение наказаний
Хранение небольшого количества наркотиков для личного употребления:
тюремное заключение на срок от десяти суток до пяти лет и/или штраф для лиц, не страдающих наркозависимостью; обязательное лечение для наркозависимых. Исполнение приговора для лиц, совершивших первое правонарушение, может быть отложено.
Хранение большого количества наркотических веществ наркоманом с целью их продажи:
тюремное заключение на срок от пяти до двадцати лет (часть срока наказания может быть отбыта в лечебном учреждении).
Хранение большого количества наркотических веществ с целью продажи лицом, не страдающим наркозависимостью:
тюремное заключение на срок от десяти до двадцати лет, а в некоторых случаях и пожизненное заключение, а также штраф.
Голландия
Голландский уголовный кодекс проводит различие между двумя видами преступных деяний: значительными правонарушениями (преступлениями); и незначительными правонарушениями (мисдеминорами, нарушениями). Незаконное хранение наркотических веществ представляет собой значительное правонарушение.
Хранение свыше 0,5 граммов веществ из Списка I (героин, кокаин) и свыше 5 граммов веществ из Списка II (каннабис) преследуется по закону и может повлечь за собой наказание. При определении наказания принимаются во внимание следующие критерии:
Является ли правонарушитель торговцем или потребителем;
Продается ли данное вещество на национальном или международном уровне;
Принадлежность вещества к тяжелым или легким наркотикам.
Муниципальные власти могут также разрешать либо запрещать деятельность так называемых кофишопов , которые в небольших количествах торгуют так называемыми легкими наркотиками. Если местные власти допускают функционирование кофишопа , то использование, хранение или употребление на его территории каннабиса и его производных в количестве не свыше 5 грамм не преследуется.
Принципы AHOJ-G
Торговля, хранение и использование каннабиса в кофишопах должны соответствовать так называемым принципам AHOJ-G:
А (Advertising): запрещена реклама наркотиков;
H (Hard): не допускается продажа тяжелых наркотиков;
O (No nuisance): торговля не должна причинять неудобств окружающим;
J (Junior): вещества, включенные в Список II не могут продаваться лицам моложе 18 лет, не допускается присутствие в кофишопе несовершеннолетних;
G (Great quantities): каждому потребителю продается не более 5 граммов вещества, включенного в Список II.
Муниципальные власти могут добавлять и иные ограничения, нарушения которых могут привести к закрытию кофишопа .
Применение наказаний
Хранение для личного использования менее 0,5 граммов вещества из Списка I или менее 5 граммов вещества из Списка II: не преследуется, однако захваченные наркотики изымаются.
Хранение свыше 0,5 граммов вещества, включенного в Список I: тюремное заключение на срок до одного года и штраф в размере 25 000 гульденов.
Хранение свыше 5 граммов вещества, включенного в Список II: тюремное заключение на срок до одного месяца и штраф в размере 5 000 гульденов.
Германия
Федеральное германское законодательство использует в определении правонарушения определенные понятия, такие как использование в личных целях , небольшое нарушение , отсутствие общественной заинтересованности в наказании , незначительная вина , малое количество наркотиков . Если в деле присутствуют один или несколько подобных моментов, хранение незаконных наркотических веществ может и не привести к преследованию по закону.
В марте 1994 Конституционный Суд подтвердил, что наказания за хранение марихуаны не противоречит Конституции. Он также подчеркнул необходимость однообразного применения наказаний в различных федеральных землях. Как правило несистематическое личное употребление каннабиса, не создающего угрозы третьим лицам, в случае если речь идет об очень малых количествах препарата не преследуется в судебном порядке.
Незначительные количества
В некоторых федеральных землях прослеживается тенденция не подвергать преследованию хранение незначительных количеств каннабиса. Незначительные количества определяются следующим образом:
Каннабис:
До трех доз или до 6 граммов (четыре федеральных земли)
До 10 граммов (три федеральные земли)
До 15 граммов (две федеральные земли)
До 30 граммов (две федеральные земли)
Размером не больше спичечного коробка (одна федеральная земля)
Героин, кокаин и амфетамины:
До 0,5 грамма (одна федеральная земля)
До 1 грамма (одна федеральная земля)
До 5 граммов (две федеральных земли)
В зависимости от конкретного случая (две федеральных земли)
Применение наказаний
Хранение наркотических веществ:
тюремное заключение на срок до пяти лет и/или штраф.
Хранение очень малых количеств для личного употребления:
возможен отказ от судебного преследования или отказ от исполнения приговора.
Хранение в крупных размерах:
тюремное заключение на срок не менее одного года.
Великобритания
В Великобритании отсутствуют какие-либо руководящие принципы для определения использования наркотиков для личного употребления. Одним из факторов, принимаемых во внимание, может служить количество изъятого вещества, а за официальным предупреждением может последовать предложение обратиться за медицинской помощью.
Наркотические вещества классифицируются следующим образом:
А: наиболее опасные (сюда включаются метадон, морфий, кокаин, героин, MDMA (экстази), ЛСД и опиум);
В: опасные (включают кодеин, каннабис и большую часть амфетаминов);
С: менее опасные (некоторые амфетамины, седативные средства и бензодиазепины).
Для веществ класса А в большинстве случаев основным видом наказания является тюремное заключение. В соответствии с решением апелляционного суда для веществ класса В зачастую достаточно штрафа. В случаях, связанных с ввозом в страну или вывозом из страны не более 10 грамм веществ класса В, действующая таможенная практика отдает предпочтение штрафу, а не тюремному заключению.
Применение наказаний
Хранение наркотических веществ без намерения передать их третьему лицу:
Препараты класса А: тюремное заключение на срок до шести месяцев и/или штраф (осуждение в порядке суммарного производства); тюремное заключение на срок до семи лет и/или штраф (осуждение по обвинительному акту).
Препараты класса В: тюремное заключение на срок до трех месяцев и/или штраф (осуждение в порядке суммарного производства); тюремное заключение на срок до пяти лет и/или штраф (осуждение по обвинительному акту).
Препараты класса С: тюремное заключение на срок до трех месяцев и/или штраф (осуждение в порядке суммарного производства); тюремное заключение сроком до двух лет и/или штраф (осуждение по обвинительному акту).
Хранение наркотических веществ с целью передачи их третьему лицу:
Препараты класса А: тюремное заключение на срок до шести месяцев и/или штраф (осуждение в порядке суммарного производства); пожизненное тюремное заключение и/или штраф (осуждение по обвинительному акту).
Препараты класса В: тюремное заключение на срок до шести месяцев и/или штраф (осуждение в порядке суммарного производства); тюремное заключение на срок до четырнадцати лет и/или штраф (осуждение по обвинительному акту).
Препараты класса С: тюремное заключение на срок до трех месяцев и/или штраф (осуждение в порядке суммарного производства); тюремное заключение на срок до пяти лет и/или штраф (осуждение по обвинительному акту).
Бельгия
Бельгийская политика в области наказаний для наркоманов была упорядочена совместным указанием министра юстиции и Генерального прокурора от 26 мая 1993 года. 8 мая 1998 года это указание было пересмотрено на основе доклада рабочей группы Федерального парламента от 5 июня 1997 года. В то же время бельгийское законодательство о наркотиках пересмотру не подверглось и вышеупомянутое указание лишь видоизменяет порядок действия судебных властей. Указание впервые проводит различие между хранением каннабиса для личного употребления и хранением других запрещенных наркотических веществ, представляющих неприемлимо высокую угрозу для здоровья. В январе 2001 года Федеральное правительство Бельгии представило политическую записку, в которой предусматривается возможность декриминализации использования и хранения каннабиса. Это предложение планируется реализовать посредством принятия в будущем специального закона.
Хранение каннабиса для личного употребления продолжает оставаться преступлением, хотя наказывается оно в последнюю очередь. Это означает, что в случае однократного или нерегулярного употребления каннабиса подается докладная о случившемся, а сам наркотик (как и при иных преступлениях, связанных с наркотиками) изымается.
В случае продажи наркотиков обвинение будет выноситься исходя из цели продажи - делалось ли это для того, чтобы выручить деньги на покупку наркотиков для личного употребления или с целью извлечения прибыли.
Применение наказаний
Наказания применяются вне зависимости от вида или количества наркотического вещества в конкретном случае. Тем не менее, как уже говорилось выше, пересмотренное указание от мая 1998 года оговаривает иной подход в случае, если речь идет о каннабисе. Судебные власти рассматривают только вопросы хранения, группового использования и торговли наркотическими веществами и выносят наказание в соответствии с критериями, применимыми для каждого отдельного случая.
Хранение для личного употребления:
отсрочка в исполнении приговора.
Иные случаи хранения:
тюремное заключение на срок от трех месяцев до пяти лет и/или штраф.
Хранение с отягчающими обстоятельствами:
тюремное заключение на срок до 20 лет.
Австрия
При определении наказания за хранение наркотиков австрийское законодательство не оговаривает природу наркотических веществ. Тем не менее проводится различие между кокаином, героином и амфетаминами с одной стороны, и разновидностями и производными каннабиса с другой. Это различие было усилено с принятием в 1998 году нового закона, NSA 1998, предусматривающего более мягкое наказание для лиц, впервые уличенных в применении производных каннабиса.
Размеры:
Австрийское законодательство использует при вынесении наказания понятие крупных размеров . Указ 377 от 10 декабря 1997 года определяет крупные размеры как:
свыше 20 грамм дельта9-тетрагидроканнабиола (THC - основной активный компонент каннабиса);
свыше 5 грамм героина;
свыше 15 грамм кокаина;
свыше 10 грамм амфетаминов;
или свыше 30 грамм МDМА (экстази), МВDB, MDE и другие подобные вещества.
Хотя австрийское законодательство и не оговаривает понятия малых размеров , любой малый размер существенно меньше заявленных выше крупных размеров . Будет ли в конкретном случае размер рассматриваться как малый до некоторой степени определяется личностью конкретного наркомана, а также степенью опасности конкретного вещества. Таким образом, представляет ли конкретное количество наркотического вещества малый размер определяется как на основе установленного крупного размера , так и на основе разовых и дневных доз как для наркоманов, так и для правонарушителей, не являющихся наркоманами.
В дополнение к вышеназванным критериям требуется, чтобы применяемые законом меры воздействия на правонарушителя побуждали последнего в будущем воздерживаться от правонарушений. Если небольшие количества наркотиков обнаруживаются с большими временными интервалами и лицо, в отношении которого ведется разбирательство, покупал и хранил их для личного употребления, то общее количество изъятого вещества не суммируется и рассматривается как отдельные невзаимосвязанные дозы.
В случае веществ, использующихся для производства солей, количество всегда выражается в чистом весе субстанции (вес нетто). В случае героина, только количества чистого вещества менее 1 грамма обычно рассматривается как малое .
Применение наказаний
Статья 27(1) NSA гласит:
Всякое лицо, которое в нарушение существующих правил покупает, хранит, производит, импортирует, экспортирует, предоставляет или обеспечивает доступ третьих лиц к наркотическим веществам наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев или штрафом в размере до 360 дневных заработных плат.
Наказание может быть увеличено (до трех лет тюремного заключения) в случае, если правонарушитель предоставлял наркотики несовершеннолетним по крайней мере на два года моложе, чем он сам, если правонарушение производилось с целью получения прибыли или если правонарушитель является членом организованной преступной группы наркоторговцев. Данное положение применяется только в том случае, если правонарушитель сам не является наркоманом, не совершал ранее преступлений с целью добычи наркотиков для личного употребления или получения денег для покупки наркотиков. (ст. 27(2) NSA).
В соответствии со статьей 28(1):
Всякое лицо, которое в нарушение существующих правил покупает или хранит наркотические вещества в крупных размерах (см. статью 28(6)) с целью их дальнейшей продажи наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Наказание может быть увеличено до пяти лет лишения свободы в случае если наркотические вещества производятся, импортируются, экспортируются или продаются в крупных размерах.
Кроме того, возможно увеличение наказания (от года до десяти лет тюремного заключения) в случае коммерческих преступлений или преступлений, совершенных организованными преступными группами, занимающимися торговлей наркотиками.
Если речь идет об особо крупных размерах, возможно тюремное заключение на срок до 15 лет, а если преступление совершено главой крупной организованной преступной группы наркоторговцев, тюремное заключение может быть увеличено до 20 лет (ст. 28 (3-5) NSA).
При всем своем различии уголовная политика государств определенного региона (Азия, Европа, Северная Америка) имеет общие черты, свойственные только этому региону. Таким образом, уже на этом уровне уголовное законодательство способно создать необходимые предпосылки для унификации. Государства интегрируются в региональные организации (ОАГ, ОАЕ, Евросоюз, АСЕАН и др.), со временем укрепляются их экономические, культурные, политические, социальные связи. Безусловно, все это отражается на законодательствах государств-членов.
Что же касается международных правовых документов, то они (и это отмечается, начиная с Устава ООН) вырабатывают наиболее общие принципы осуществления уголовной политики государств. Последние же добровольно берут на себя те или иные обязательства, вытекающие из норм международного права.
На определенном этапе возникает еще ряд проблем, связанных, например, с ненадлежащим выполнением государствами взятых на себя обязательств, осуществлением соответствующего национального контроля за наркотиками, непредставлением достоверной информации в международные организации.
Существует целый ряд стратегических вопросов противодействия незаконному обороту наркотиков: между государствами-потребителями и государствами-производителями, между карательной, репрессивной политикой государства и предупредительной политикой, между спросом и предложением.
Поэтому работа по созданию эффективно действующих национальных законов - многогранная деятельность государства, состоящая из ряда этапов. Начальным из них является проведение фундаментальных и прикладных исследований: международно-правовых и национально-правовых норм по борьбе с наркоманией; опыта различных государств, интегрировавших международно-правовые нормы в собственное законодательство; путей закрепления международно-правовых норм в национальном законодательстве без нарушения его системы; возможных социальных, правовых и организационных последствий в виде создания новых государственных органов или их подразделений либо изменения функциональных обязанностей существующих и т.д. Второй этап - разработка на основе результатов научных исследований законопроекта (законопроектов), адаптирующего международно-правовые нормы, регламентирующего борьбу с незаконным оборотом наркотиков и его сопровождение до принятия в качестве закона. Наконец, третий этап представляет собой реализацию принятого закона (законов) посредством проведения соответствующих организационных изменений и обеспечения эффективной практической деятельности правоохранительных органов по борьбе с наркотиками в соответствии с новым законодательством.