АЗ, 2004, февраль К проекту федерального закона 344332 "О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
прожиточного минимума
Основные цели, на достижение которых должны быть направлены системы пенсионного обеспечения, закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях МОТ и в целом ряде международно-правовых документов.
Так, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, утвержденная Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 года (ст.40), предусматривает:
"Минимальный уровень пенсионного обеспечения устанавливается в пределах, обеспечивающих прожиточный минимум, и с учетом инфляционных процессов в государстве постоянного проживания граждан.".
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств в Хартии пожилых людей, принятой 15 июня 1998 года в Санкт-Петербурге, призывает парламенты и правительства независимых государств считать целью своей политики разработку национальных программ и принятие законодательных актов, достижение условий, при которых были бы установлены права пожилых людей на достойное существование, безопасность и практическую возможность полной реализации своего человеческого потенциала, и в частности - право иметь гарантированную пенсию, специальные пособия, другие источники доходов, в совокупности не ниже прожиточного минимума, необходимые для ведения достойного образа жизни.
Концепция социального развития Союзного государства до 2005 года, утвержденная Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20 января 2003 года 3 предусматривает, что в дальнейшем формирование системы пенсионного обеспечения следует проводить с учетом прожиточного минимума пенсионера.
Верховная Рада Украины в июне 2003 года внесла изменения в Закон о пенсионном обеспечении, установив минимальную пенсию по возрасту в размере не ниже прожиточного минимума. Минимальная пенсия по возрасту не может быть ниже, чем прожиточный минимум (268 грн. или около $50). В переходных положениях Закона зафиксировано, что минимальный размер пенсии по возрасту с 1 октября 2003 года составит 70 грн. (около $13).
В Законе Республики Казахстан "О прожиточном минимуме" установлено: "Минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии ежегодно утверждаются законодательным актом на основе прожиточного минимума исходя из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума.".
Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам по итогам рассмотрения четвертого периодического доклада Российской Федерации о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (E/C.12/4/Add.10) на своем заседании, состоявшемся 28 ноября 2003 года, отметил:
Комитет призывает Россию как государство-участник Пакта принять эффективные меры по повышению размера заработной платы, предотвращению задержек ее выплаты и по обеспечению выполнения статьи 133 Трудового кодекса, который в соответствии с Пактом предусматривает, что МРОТ не должен быть ниже минимального прожиточного уровня работника.
Комитет призывает обеспечить, чтобы при новой пенсионной системе, введенной 1 января 2002 года, размер основной части пенсии был увеличен до прожиточного минимума. Учитывая, что для достижения этой цели может потребоваться время в силу ограниченности ресурсов, Комитет ООН призывает Россию как Государство-участник Пакта уделить первоочередное внимание повышению минимального размера пенсии и адресной выплате социальных пособий наиболее нуждающимся семьям.
Таким образом, предлагаемое в законопроекте исключение из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" положений, предусматривающих необходимость повышения минимальных государственных гарантий пенсионного обеспечения до величины прожиточного минимума, не согласуется с рекомендациями международных организаций и провозглашенными принципами социальной ориентированности политики государства.