Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, декабрь Бюджетный федерализм и его реализация

Введение

     Бюджетный федерализм - это одна из ключевых проблем финансовой политики и включает ряд принципиальных позиций и подходов стратегического характера.
     Во-первых, бюджетное устройство и структура бюджетной системы непосредственно связаны с организацией государственной власти и органов местного самоуправления.
     Во-вторых, реализация полномочий органами власти разных уровней бюджетной системы невозможна без их финансового обеспечения и определения финансовой ответственности
     В-третьих, законодательное решение вопросов разграничения предметов ведения и полномочий образует основу действующего на постоянной основе механизма как собственно разграничения предметов ведения и полномочий, так и эффективного выполнения органами власти разных уровней закрепленных за ними на тот или иной период времени функций.
     С точки зрения организации эффективного управления общественными финансами сложившаяся структура государственной власти и органов местного самоуправления не достаточно адекватно вписывается в трехуровневое бюджетное устройство, что в существенной мере усложняет решение проблемы вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетной системы.
    24 мая 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2006 году отметил, что осуществление функций государственной власти по-прежнему остается чрезмерно сконцентрированным па федеральном уровне. Требуется дальнейшее расширение перечня федеральных полномочий, исполнение которых делегируется органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета.