АО, 2005, декабрь Бюджетный федерализм и его реализация
Проблемы бюджетного федерализма
Известно, что корни т.н. асимметрии бюджетного устройства России - в унаследованном от бывшего СССР национально-территориальном принципе государственного устройства, а пресловутый парад суверенитетов начала 90-х годов лишь обострил негативные тенденции ее проявления. При этом необходимо оговорится, что в последние годы попытки отдельных субъектов Федерации приподнять свой бюджетный статус в рамках индивидуальных соглашений с федеральным центром значительно сократились, но существующие проблемы еще ждут своего решения. Среди них и необходимость уточнения бюджетного статуса автономных округов, входящих в состав области (края) и муниципальных образований разных типов (уровней). Суть этой проблемы в том, что федерализм в его классическом варианте исключает любое неравенство его членов между собой и по отношению к центру. Сложившееся же в России фактическое неравенство прав между бывшими национальными автономными республиками и областями трансформировалось в неравенство их экономических потенциалов. В условиях централизованного государства такое неравенство в существенной мере нивелировалось центром, но при переходе к рыночным отношениям проявилось сразу и достаточно болезненно.
Это, в свою очередь усиливало тот контраст, который существует между различными субъектами Федерации по степени их вовлеченности в процесс реформирования и уровню социально-экономического развития. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие система бюджетного федерализма многократно корректировалась, это были, как правило, текущие решения в рамках ежегодного бюджетного процесса. Данные решения затрагивали главным образом только финансовые технологии формирования бюджетов и организации межбюджетных отношений.
Такой подход способствовал накоплению новых и обострению существующих проблем, в связи, с чем в последнее время все чаще стали говорить о кризисе бюджетного федерализма в России. Его главными приметами считаются обострение хронической несбалансированности региональных бюджетов, увеличивающаяся дифференциация социально-экономического положения субъектов Федерации.
В России процесс трансформации из федерации формальной в федерацию реальную имеет глубокое экономическое содержание, заключающееся, в частности, в оформлении некоего законченного экономического статуса субъектов Федерации, статуса, который характеризуется обязательной минимальной экономической самодостаточностью названных субъектов. При этом принцип всей полноты власти закономерно предполагает и принцип всей полноты ответственности , а также их экономическое обеспечение.
Поэтому долгосрочная политика государственного регулирования в бюджетной сфере, должна быть направлена на обеспечение последовательного развития экономического потенциала регионов, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности в них.
От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной финансовой политики эти экономические механизмы бюджетного федерализма, во многом зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность общества.
Сбалансированная бюджетная политика региона - это основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между центром и регионами, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств. Стратегической основой такой бюджетной политики является бюджетный федерализм. Сбалансированность бюджетов должна реализовываться через обеспечение реального равенства бюджетных прав, причем не только через использование механизмов бюджетного выравнивания, но и путем выравнивания фискального потенциала каждого региона.
Анализируя выполнение принятой Правительством Российской Федерации в программа развития бюджетного федерализма можно сделать вывод, что многое из запланированного удалось реализовать. Законодательно закреплено на постоянной основе четкое разграничение доходных и расходных полномочий, усовершенствована система оказания финансовой помощи бюджетам различных уровней. Введены казначейская система исполнения бюджетов, единые стандарты бухгалтерского учета.
Вместе с тем, необходимо отметить, что хотя за эти годы по многим показателям достигнут значительный прогресс, остается нерешенным ряд вопросов. До сих пор высок уровень централизации доходов. Действующая налоговая система не способствует созданию у субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления стимулов к укреплению собственной доходной базы. Их собственные налоги покрывают менее чем 15 % расходные потребности региональных и местных бюджетов.
Существуют серьезные разногласия между федеральным центром и субъектами Российской Федерации в оценке объемов расходных обязательств, отнесенных к предметам ведения регионов. Неурегулированными остаются вопросы финансирования дорожного хозяйства, гидротехнических сооружений.