Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, декабрь К проекту федерального закона 211454-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации..."


Заключение

     
     Описываемая выше проблема нашла свое подтверждение в принятом Конституционным Судом Российской Федерации Постановлении от 14 июля 2005 г. 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти". В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что с одной стороны, норма, согласно которой обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, не противоречит положениям Конституции Российской Федерации. С другой стороны, указывается, что такая норма должна содержаться не в федеральном законе о федеральном бюджете, а в ином законодательном акте, имеющем более длительное действие.
    Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционной норму, в соответствии с которой законодатель передал Правительству Российской Федерации свои полномочия по регулированию отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
    В связи с этим, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации пункты 3, 5 и 6 Правил исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2002 года 666.
    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации в части утраты юридической силы указанных положений Правил исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, подлежит исполнению с 1 января 2006 г.
    Учитывая изложенное, позиция Конституционного Суда Российской Федерации имеет самое непосредственное отношение к действующим в настоящее время Правилам исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года 143.
    Поскольку созданный на основе указанных постановлений Правительства Российской Федерации механизм исполнения судебных актов по соответствующим искам к Российской Федерации показал свою эффективность и, учитывая, что требования судебных актов могут исполняться другими органами, то для сохранения этого механизма и создания условий для его дальнейшего совершенствования имеет смысл инкорпорировать основные положения указанных актов Правительства Российской Федерации в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
    В связи с тем, что до настоящего времени не урегулированы вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, описываемый законопроект устанавливает особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
    Одновременно в Кодексе предлагается закрепить норму, согласно которой обращение взыскания на средства федерального бюджета службой судебных приставов не производится. В соответствии с принципом единства бюджетной системы Российской Федерации законопроектом предусматривается распространение указанной нормы на все остальные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
    Предполагаемые изменения в Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации направлены на гармонизацию особенностей исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных бюджетным законодательством, с нормами процессуального законодательства. В тоже время, предполагаемые изменения и дополнения в вышеназванные кодексы не являются концептуальными.
    Изменение Федерального закона "Об исполнительном производстве" направлено на разграничение сфер действия законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве и бюджетного законодательства в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.