Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, декабрь К проекту федерального закона 211454-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации..."


Особый порядок исполнения судебных решений о взыскании с казны

     
     Особый порядок исполнения судебных решений о взыскании с казны, когда взыскатель обязан сам подавать исполнительный лист в казначейство, а не в общем порядке, через службу судебных приставов установлен ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 Об исполнительном производстве . В настоящее время особый порядок исполнения судебных решений существует только в отношении федерального бюджета.
    Можно понять логику законодателя, который учел особенность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, во-первых, как публичных финансов, во-вторых, как денежного фонда, в котором все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов. В связи с этим используемые судебными приставами методы взыскания средств по исполнительным листам к публичным финансам не подходят. К тому же необходимо отметить, что Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержит механизмов обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
    Принятый в настоящее время порядок исполнения судебных решений, предусматривающий взыскание средств федерального бюджета, прошел судебную проверку.
_________________________
См. Определение Верховного суда от 03.04.2003 КАС 03-111.

    Установление режима иммунитета бюджетов никак не противоречит принципу равноправия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с гражданами и юридическими лицами при их выступлении в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Не существует ни одного правового акта, предоставляющего Российской Федерации какую-либо возможность для неисполнения ее обязательств. Вместе с тем необходимо учитывать, что к Российской Федерации как к субъекту гражданского права применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данного субъекта. Такой особенностью, в частности, является наличие у Российской Федерации государственной казны, носящей публичный характер.
_________________________
См. ч. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Законодатель ввел понятие "государственная казна Российской Федерации", но до настоящего времени не конкретизировал его содержание и не урегулировал отношения, связанные с управлением и распоряжением ее имуществом. В результате в судебной практике под государственной казной Российской Федерации де-факто понимается только федеральный бюджет.
    В силу публичности государственной казны Российской Федерации (в том числе федерального бюджета), исполнение судебных решений о взыскании его средств путем использования правил исполнительного производства невозможно без нарушения установленных законодателем правил формирования и расходования федерального бюджета.
    Нельзя допускать ситуаций, когда буквальное исполнение одного закона неизбежно приводит к нарушению другого - все отрасли законодательства Российской Федерации должны быть гармонизированы между собой. Применить же Закон об исполнительном производстве невозможно без соответствующего изменения либо процедур, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, либо изменения самих процедур исполнительного производства.
    С учетом этого Правительство Российской Федерации совместно с законодателем создало механизм безусловного исполнения судебных решений без нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
    С правовой точки зрения указанный механизм носит двойственный характер. По отношению к государству (ответчику) этот механизм является порядком добровольного исполнения им судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на его имущество, поскольку он не содержит меры принудительного исполнения. Государство в силу своей природы является особым ответчиком и должником, поскольку любые созданные им органы принудительного исполнения судебных решений являются зависимыми от него органами. И в этом нет ничего особенного, поскольку даже Закон об исполнительном производстве содержит массу особенностей принудительного исполнения судебных решений в зависимости от вида должника и от вида его имущества.
_________________________
См. статьи 46.1, 55, главы 5 и 6 и др. Федерального закона "Об исполнительном производстве".

    Наряду с этим по отношению к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти этот же механизм является порядком принудительного исполнения указанных судебных актов, поскольку он содержит целый ряд мер ответственности этих должностных лиц за нарушение этого порядка, а также меры принуждения к этим должностным лицам.
    Таким образом, действующий в настоящее время механизм исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание средств федерального бюджета (как части государственной казны Российской Федерации), ни какой мере не ущемляет установленные Конституцией Российской Федерации права физических и юридических лиц, поскольку обеспечивает безусловное исполнение указанных судебных актов; не приводит к нарушению бюджетного законодательства Российской Федерации; содержит меры защиты публичных финансов от недобросовестных взыскателей.