Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, октябрь К проекту федерального закона 211446-4 О федеральном бюджете на 2006 год


Доходы федерального бюджета

     
     Как следует из пояснительной записки к законопроекту, доходы федерального бюджета в 2006 г. предусматриваются в сумме 5 046,1 млрд руб. (20,7 % к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога (ЕСН) и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации в сумме 3 886,5 млрд руб. (15,94 % к ВВП).
    В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 3 167,8 млрд руб. (12,99 % к ВВП), в том числе без учета средств ЕСН и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 2 591,2 млрд руб. (10,63 % к ВВП). В составе доходов федерального бюджета неналоговые доходы составляют 1 878,2 млрд руб. (7,7 % к ВВП), в том числе без учета отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 1 295,3 млрд руб. (5,31 % к ВВП).
    По сравнению с ожидаемым правительством исполнением федерального бюджета в 2005 г., прогнозируемые в 2006 г. доходы увеличатся всего на 75,4 млрд. руб. При этом, доля доходов в ВВП снизится с 23,67 % до 20,7 %. Относительное (в %% к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета в 2006 г. по сравнению с оценкой 2005 г. на 2,97 процентных пункта предусматривается разработчиками законопроекта за счет следующих факторов:
изменение макроэкономических показателей - 1,47% к ВВП;
изменение налогового законодательства - 0,34% к ВВП;
прочие факторы - 1,16% к ВВП.
    В рамках данного аналитического материала видится целесообразным подробно разобрать первый показатель. Как сказано в пояснительной записке к проекту бюджета на 2006 г., изменение основных показателей макроэкономического прогноза привело к снижению доходов федерального бюджета на 1,47 % к ВВП или на 359,8 млрд руб. Падение доходов в большей степени обусловлено снижением прогнозной цены на российскую нефть марки Юралс (с 48 долларов за баррель в 2005 г. до 40 долл. в 2006 г.), что составило 1,83 % к ВВП. Изменение темпов роста объемов добычи газа, экспорта, роста курса доллара, налогооблагаемой прибыли, подакцизной продукции, а также изменение структуры импорта в совокупности увеличило доходы на 0,36 % к ВВП.
    Между тем, Международный валютный фонд (МВФ), согласно данным опубликованным Financial Times , поднял свой прогноз относительно цены на нефть в 2005 и 2006 гг. с 45 до 55 долл. за баррель. Согласно выводам сделанным МВФ, ОПЕК лишь частично может повлиять на снижение нефтяных цен, так как ее резервы по добыче сократились за счет увеличения спроса, особенно со стороны США и Китая. Фонд сообщает, что резервная добыча нефти в странах ОПЕК, страхующая рынок в случаях неожиданных перебоев с поставками, сократилась до минимальной отметки в 1,4 млн баррелей в сутки. Увеличение квоты практически исчерпает ее.
    По сообщению агентства "Bloomberg", крупнейший в Германии банк Deutsche Bank AG 19 сентября 2005 г. повысил прогноз цен на нефть в четвертый раз за последние полтора года. Deutsche Bank поднял прогноз стоимости нефти марки West Texas Intermediate (WTI) на 2006 г. на 26 % - до 60 долл. за баррель с 47,5. Банк также повысил прогноз стоимости природного газа на Нью-Йоркской товарной бирже на 2006 г. до 9,75 долл. за 1 млн британских тепловых единиц (british termal units) с 6,5.
    По сообщению "Интерфакс" со ссылкой на агентство Bloomberg , брокерская компания Merrill Lynch & Co повысила прогноз средних цен на нефть в текущем году на 12 % до 56 долл. за баррель, а на будущий год - на 24 %. По мнению аналитиков компании, средние цены на нефтяные фьючерсы на Нью-йоркской товарной бирже составят в этом году 56 долл. за баррель (прежний прогноз составлял 50 долл.), в 2006 г. - 52 долл. за баррель (вместо 42 долл.), что связано с ограниченными возможностями по наращиванию добычи нефти в мире в условиях высокого спроса.
    Еще одна известная брокерская компания Barclays Capital ожидает, что нефть WTI будет стоить дороже 50 долл. в течение ближайших пяти лет.
    Правительство Российской Федерации занижает прогнозную цену на нефть не первый раз. В частности, в пояснительной записке к проекту бюджета на 2005 г. разработчиками законопроекта также предусматривалось изменение основных показателей макроэкономического прогноза 2005 г. по сравнению с ожидаемыми показателями 2004 г., согласно которым снижение доходов федерального бюджета в 2005 г. относительно 2004 г. прогнозировалось на 1,17 % к ВВП. Как отмечалось в пояснительной записке, Наиболее существенное влияние, как и в предыдущие годы, оказывают внешнеэкономические показатели макроэкономики. В частности снижение прогнозируемой цены на нефть марки Юралс с 31,2 долл. за баррель в 2004 г. до 28 долл. за баррель в 2005 г. уменьшило доходы федерального бюджета на 0,7 % к ВВП или на 131 млрд руб. .
    На официальном сайте Минэкономразвития России размещен материал О текущей ситуации в экономике российской федерации в январе-августе 2005 г. и оценках до конца года . В данном материале отмечается, что в августе 2005 г. цена на российскую нефть сорта Urals на мировом рынке составила 58,6 долл. за баррель и выросла на 6,9 % по сравнению с июлем 2005 г., а по сравнению с августом 2004 г. - на 49,2 %.
_________________________
Полный текст О текущей ситуации в экономике российской федерации в январе-августе 2005 г. и оценках до конца года опубликован на официальном сайте Минэкономразвития России в Интернете www.economy.gov.ru/wps/portal/russian в разделе Мониторинг .

    Средняя мировая цена на российскую нефть марки Urals в январе-августе достигла 48,2 долл. США за баррель, что на 48,5 % выше, чем в январе-августе 2004 г.
     Из этого напрашивается вывод: предполагаемые доходы от одного из важнейших источников - продажи нефти - занижены.
    Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. 173-ФЗ О федеральном бюджете на 2005 год утверждены годовые плановые показатели федерального бюджета: по доходам - 3 326,0 млрд руб. (17,8 % ВВП), расходам - 3 047,9 млрд руб. (16,3 % ВВП), профициту - 278,1 млрд руб. (1,5 % ВВП). Согласно пояснительной записке к оперативному отчету об исполнении федерального бюджета за январь-август 2005 г. за январь-август текущего года исполнение указанных показателей по предварительной оценке составило:
_________________________
Полный текст Предварительной оценки исполнения федерального бюджета за январь-август 2005 года опубликован на официальном сайте Минфина России в Интернете www.minfin.ru в разделе Официальная информация .
по объему поступивших доходов - 3 234,0 млрд. руб., или 119,0 % к уточненной росписи поступлений доходов на 8 месяцев;
по финансированию - 2 483,6 млрд. руб., или 94,0 % к уточненной бюджетной росписи расходов на 8 месяцев;
по кассовому исполнению расходов - 2 066,2 млрд. руб., или 78,2 % к уточненной бюджетной росписи расходов на 8 месяцев;
профициту (кассовому профициту) - 750,4 (1 167,8) млрд руб.
    Как видно из приведенных цифр, за 8 месяцев 2005 г. Правительство Российской Федерации практически выполнило бюджет на 2005 г. по доходам.