Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, октябрь К проекту федерального закона 211446-4 О федеральном бюджете на 2006 год


Расходы федерального бюджета

     
     Расходы федерального бюджета на 2006 г. запланированы в сумме 4 270,1 млрд руб.
    Объем непроцентных расходов федерального бюджета в 2006 г. составит 4 067,6 млрд руб. или 16,7 % ВВП, что на 1,7 процентных пункта ВВП выше уровня, установленного в федеральном бюджете на 2005 г., и на 1,1 процентных пункта выше ожидаемого правительством исполнения текущего года.
     Как сказано в пояснительной записке к бюджету основными приоритетами бюджетных расходов на 2006 г. являются:
     финансовое обеспечение социальных реформ;
модернизация военной организации государства;
развитие общественной инфраструктуры.
     В части финансового обеспечения социальных реформ проектом бюджета предусмотрены ассигнования на повышение денежного содержания судей и прокуроров (с 1 июля 2006 г. на 32 %), а также заработной платы работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по единой тарифной сетке (ЕТС), которое в 2006 г. предлагается провести в три этапа.
    Первый этап - с 1 марта 2006 г. - повышение тарифных ставок (окладов) на всех разрядах ЕТС на 8 %.
    Второй этап - с 1 мая 2006 г. - повышение тарифной ставки первого разряда до уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ), т.е. до 1 100 руб. и внесение изменений в параметры ЕТС (изменение межразрядных коэффициентов в сторону уменьшения, при оставлении ставок крайних разрядов без изменения, т.е. в действующем соотношении 1 к 4,5).
     Третий этап - с 1 сентября 2006 г. - утверждение новых межразрядных коэффициентов и тарифных ставок 2-17 разрядов (увеличение от 44 до 275 руб.) для выравнивания ЕТС.
    Законопроектом предусматривается повысить с 1 января 2006 г. стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных и научных организаций соответственно с 1 000 и 2 000 руб. до 1 500 и 3 000 руб., а также размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования со 140 до 210 руб.
    Кроме того, предусматривается индексация размеров социальных трансфертов и выплат социального характера, таких как пособия по безработице, пенсии и др.
    В отношении модернизации военной организации государства следует отметить, что общий объем расходов федерального бюджета на 2006 г., связанный с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности в 2006 г. составит 1 208 млрд руб. или около 5 % ВВП, в том числе по разделам:
      Национальная оборона - 2,74 % от ВВП или в сумме 667,3 млрд руб. (на 25,6% выше, чем утверждено законодательно на 2005 г.);
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 2,2 % от ВВП или в сумме 540,2 млрд руб. (на 35,4 % выше, чем утверждено законодательно на 2005 г.).
     Данные ассигнования предусматривают повышение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц (с 1 января 2006 г. на 15 %), обеспечивают текущее содержание Вооруженных Сил, закупку и ремонт вооружения и военной техники, реализацию мероприятий по переходу к комплектованию армии на контрактной основе, борьбе с терроризмом, финансирование накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих жильем, утилизации вооружений и военной техники.
    Ассигнования на развитие общественной инфраструктуры отражены в проекте федерального бюджета на 2006 г. по разделу Национальная экономика и предусмотрены в размере 338,6 млрд руб. (на 39 % больше, чем предусмотрено федеральным бюджетом на 2005 г.) или 1,4 % ВВП, а также по разделу Общегосударственные вопросы в части создания направления средств в Инвестиционный фонд в размере 69,7 млрд руб.
    Финансирование расходов на развитие общественной инфраструктуры призвано обеспечить структурную перестройку экономики, создать предпосылки для ее устойчивого роста.
    В 2006 г. планируется сокращение уровня процентных расходов федерального бюджета, как в относительном, так и в абсолютном выражении, что обусловлено, прежде всего, проведением досрочного погашения государственного внешнего долга в 2005 г.
    Процентные расходы федерального бюджета на 2006 г. предусматриваются в объеме 202,4 млрд руб. или 0,8 % ВВП, что на 0,5 процентных пункта ВВП ниже уровня, установленного в федеральном бюджете на 2005 г., и на 0,3 процентных пункта меньше ожидаемого исполнения текущего года.
     Проектом федерального бюджета на 2006 г. предусматривается продолжение проводимой политики по оптимизации структуры государственного долга, в том числе замещению внешних источников финансирования внутренними. По итогам 2006 г. объем государственного долга прогнозируется в размере 3 416 млрд руб. или 14 % ВВП, при этом доля внешнего долга составит 67 %, внутреннего - 33 %.
    В части межбюджетных отношений проектом федерального бюджета на 2006 г. предусмотрено направление средств на обеспечение сбалансированного исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме 520,5 млрд руб., а также бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере 906 млрд руб.
    Общий объем средств федерального бюджета на 2006 г. по разделу Межбюджетные трансферты составит 1 427,1 млрд руб. (5,9 % ВВП), что в 1,5 раза больше чем предусмотрено бюджетом на 2005 г.
    
     
     Ниже представлено сравнение расходов федеральных бюджетов на 2005 и 2006 гг.


Наименование
2005 г.,
в млн руб.

2006 г.,
в млн руб.

Прирост абсолютный,
в млн руб.

Прирост относительный,
в %%

Всего расходов
3 047 929,3
4 270 114,7
1 222 185,4
40,1
Общегосударственные вопросы
460 410,6
647 040,9
186 630,3
40,5
Национальная оборона
531 139,2
667 257,4
136 118,2
25,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
398 889,5
540 248,0
141 358,5
35,4
Национальная экономика
242 134,3
338 577,0
96 442,7
39,8
Жилищно-коммунальное хозяйство
8 636,2
31 627,5
22 991,3
в 3,7 раза
Охрана окружающей среды
4 630,0
6 335,2
1 705,2
36,8
Образование
155 338,0
206 029,0
50 691,0
32,6
Культура, кинематография и средства массовой информации
39 173,1
50 448,1
11 275,0
28,9
Здравоохранение и спорт
85 672,2
145 845,3
60 173,1
в 1,7 раза
Социальная политика
167 360,9
209 559,0
42 198,1
25,2
Межбюджетные трансферты
954 545,2
1 427 147,4
472 602,2
в 1,5 раза