АЗ, 2005, октябрь К проекту федерального закона 211446-4 О федеральном бюджете на 2006 год
Превышение доходов над расходами
Проектом федерального бюджета на 2006 г. предусматривается установить превышение доходов над расходами (профицит) федерального бюджета в 2006 г. в размере 776,0 млрд руб. (на 2005 г. - 278,1 млрд руб.). На основе предварительных данных о финансировании расходов за январь-август 2005 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом 750,4 млрд рублей, по объему кассовых расходов - с профицитом 1 167,8 млрд рублей.
_________________________
Полный текст Предварительной оценки исполнения федерального бюджета за январь-август 2005 года опубликован на официальном сайте Минфина России в Интернете www.minfin.ru в разделе Официальная информация .
Объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 г. составил 522,3 млрд руб. В январе поступления в Стабилизационный фонд в размере суммы свободных остатков на 1 января 2005 г. составили 218,4 млрд руб. 31 января 2005 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 января 2005 г. 102-р и приказом Минфина России от 31 января 2005 г. 13 для осуществления досрочного погашения государственного внешнего долга перед Международным валютным фондом из Стабилизационного фонда были перечислены 93,5 млрд руб.
В январе-августе текущего года Стабилизационный фонд Российской Федерации пополнился за счет доходов I квартала на сумму 210,8 млрд руб., II квартала - на сумму 294,4 млрд руб. и июля - на сумму 111,1 млрд руб.
В июне 2005 г. в соответствии с приказом Минфина России от 07 июня 2005 г. 113 средства Стабилизационного фонда Российской Федерации были уточнены на сумму 1,3 млрд рублей.
_________________________
Указанная сумма была перечислена на счет по учету средств федерального бюджета как разница между уточненными остатками и фактически перечисленными, подлежащая зачислению (списанию) на счета по учету средств Стабилизационного фонда.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2005 г. 890-р и приказом Минфина России от 30 июня 2005 г. 160 за счет средств Стабилизационного фонда Российской Федерации были осуществлены платежи по досрочному погашению части внешнего долга Российской Федерации перед странами-членами Парижского клуба в сумме 430,1 млрд руб.
Таким образом, по состоянию на 1 сентября 2005 г. объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 832,1 млрд руб.
Проектом бюджета на 2006 г. предусматривается поступление средств в Стабилизационный фонд в размере 857 млрд руб. и использование средств Стабилизационного фонда (в том числе на досрочное погашение государственного внешнего долга) в размере 41 млрд руб.
С учетом остатка средств фонда на начало 2006 г. сумма средств, накопленная в фонде на конец следующего года достигнет 2 242 млрд руб. Это составляет 52,5 % от суммы всех расходов федерального бюджета на 2006 год.
Кроме средств Стабилизационного фонда Российской Федерации Центральный Банк Российской Федерации располагает международными резервными активами, которые составили на 1 сентября 2005 г. 149,8 млрд долл. США. Официальный курс Банка России на 1 сентября 2005 г. составлял 28,5566 руб. за долл. То есть, международные резервные активы (в рублевом эквиваленте) составляли на 1 сентября 2005 г. 4 277,8 млрд руб. Эта сумма примерно равна всем расходам федерального бюджета на 2006 г. Однако здесь необходимо сделать важную оговорку - международные резервные активы не включены в федеральный бюджет. Однако они выполняют почти ту же функцию, что Стабилизационный фонд Российской Федерации.
_________________________
Международные резервные активы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные резервные активы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов. В категорию активов в иностранной валюте входят валютные активы Банка России и Правительства Российской Федерации в форме наличных денег, банковских депозитов в банках-нерезидентах (с рейтингом не ниже "А" по классификациям "Fitch IВСА" и "Standard and Poor's" или "А2" по классификации "Moody's"), а также государственных и других ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг. В категории другие резервные активы учитываются средства в форме обратных репо. Из перечисленных активов, начиная с 1 сентября 1999 г., вычитается сумма, эквивалентная остаткам в иностранной валюте на корреспондентских счетах банков-резидентов в Банке России, кроме средств, предоставленных Внешэкономбанку для обслуживания государственного внешнего долга. Источник: официальный сайт Банка России в Интернете www.cbr.ru.
Очевидно, что правительство столкнулось с неразрешимой для себя задачей, как использовать доходы от благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Повышать расходы бюджета - гипотетическая возможность ускорения инфляции. Вкладывать "лишние" деньги в развитие инфраструктуры страны - рискованно при отсутствии стратегии. Проще вкладывать свободные ресурсы в "высоколиквидные финансовые активы" за рубежом.
Из этого можно сделать простое предположение: правительству в данный момент выгоднее искусственно занизить доходную часть бюджета, в частности снизить ставки некоторых налогов, например НДС.